Программа вокал Voice

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый
ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на
развитие эстетического образования детей и подростков.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный
инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных
оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере
развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние, разработана
модифицированная образовательная программа «Voice».
Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству,
обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
- Формирование устойчивого интереса к пению.
- Обучение выразительному пению.
- Обучение певческим навыкам.
- Развитие слуха и голоса детей.
- Формирование голосового аппарата.
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях
детского творчества).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации
успеха.

Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную
задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на
развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей
всех возрастов занятия в творческом объединении «Voice» - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Образовательная программа эстрадного вокала направлена на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, формирование
творческих способностей. У обучающихся в процессе занятий формируются
вокально-технические, художественные навыки, развивается певческий голос,
исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные
способности: память, мышление, воображение, речь, нравственные чувства.
В образовательном процессе используются различные методики, активные
и интерактивные формы проведения занятий. Программой предусмотрено
обучение вокальному мастерству, формирование и развитие у обучающихся
певческих и исполнительских навыков, овладение специфическими приемами,
характерными для различных жанров музыки, навыками работы с текстом, в
том числе, иностранным, навыками работы с фонограммой, микрофоном,
звуковой аппаратурой, навыками сольного и группового исполнения.
Особенность программы «Voice» в том, что она разработана для детей
учреждений дополнительного образования, которые сами стремятся научиться
красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют
разные стартовые способности.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена
структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
певческих навыков обучающихся.
Нормативные сроки освоения образовательной программы эстрадного
вокала: 3 года.
Первый год обучения предусматривает формирование у обучающихся
правильной постановки корпуса при пении, правильного ощущения гортани
при пении (нижняя челюсть свободная), выполнение упражнений на развитие
артикуляции, на формирование ощущения дыхательной мускулатуры; обучение
пению упражнений в умеренных и быстрых темпах с более сложным
ритмическим рисунком и исполнение упражнений на сглаживание певческих
регистров. Воспитанники знакомятся с правилами безопасности при работе с
микрофоном и основными правилами работы с ним.
На втором году обучения репертуар в соответствии с возможностями
каждого обучающегося усложняется, а также предусмотрены групповые
занятия для создания вокального ансамбля.

Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит
многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе
подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания
руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном
общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе
взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате
продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая
инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для
развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет
правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам
музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен
быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В
репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме,
жанру, содержанию.
Третий год обучения обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных и ансамблевых
навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки
следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового
контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Для детей 1 года обучения занятия проводятся индивидуально по 1 часу
2 раза в неделю и составляют 72 часа в год на каждого ребенка.
Для детей 2 года обучения предусмотрены индивидуальные занятия и
групповые. Индивидуально по 1 часу 2 раза в неделю и составляют 72 часа в
год на каждого ребенка, групповые - по 2 часа в неделю и составляют 72 часа
в год.
Для детей 3 года обучения занятия проводятся индивидуально по 1 часу
2 раза в неделю и составляют 72 часа в год на каждого ребенка, групповые - по
2 часа в неделю и составляют 72 часа в год.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая
индивидуальность, обладающая свойственными только ему психическими,

вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих
особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством
пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься
именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В
процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься
пением, но не по принципу их одарѐнности, а в силу различных, в том числе
организационных обстоятельств.
Программа предусматривает комплекс воспитательных мероприятий:
вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и
других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие
назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием;
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических
праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной
работы ЦДТ и с учетом возрастных особенностей учащихся.

Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями,
она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и
воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчѐт проводится два раза в течение учебного года.
Ожидаемые результаты обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 1 учебного года.
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• соблюдать певческую установку;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь легким звуком, без напряжения;
• петь чисто;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 учебного года.
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;•
соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие и длинные фразы на одном дыхании;
• уметь петь переходя со стаккато на легато в песне;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;

• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 года обучения.
знать/понимать:
• резонансы;
• мелизмы;
• дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного
дыхания;
• гигиену голоса в мутационный период;
• разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и
физической раскованности;
• название стилей.
уметь:
• петь в разных стилях;
• управлять голосовыми связками;
• петь мелизмы, вибрато.
• принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (индивидуальные занятия)

№

Наименование разделов и тем

Общее количество часов Формы аттестации
(контроля)
всего
теория практи
ка

1.

Организационная работа

4

1

Вводное занятие.

1

1

-

опрос

2

Введение в образовательную
программу.

1

1

-

опрос

3

Разработка правильного
певческого дыхания.

2

1

1

Оценка качества
исполнения

4

Распевание.
Понятие гласных и согласных
звуков. Работа над правильным
формированием звуков.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

5

Выбор репертуара.

4

-

4

Оценка вокальных
возможностей
обучающихся

6

Репетиционная работа.

44

4

40

Контрольное
прослушивание

7

Создание сценического образа.
Навыки работы с микрофоном

8

2

6

Оценка качества
исполнения

8

Культурно-досуговая и
концертная деятельность

4

2

2

Итого часов:

72

12

60

4

прослушивание

Содержание программы

1. Организационная работа - 4 ч.
Набор детей.
2. Вводное занятие - 1 ч.
Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике
безопасности.
3. Введение в образовательную программу - 1 ч.
Знакомство с образовательной программой. Искусство пения – искусство
души и для души.
3. Разработка правильного певческого дыхания - 2 ч.
- грудное, ключичное, диафрагмальное дыхание, разработка
диафрагмального дыхания, регистры голоса, значение слова тесситура;
- разработка дыхания на длительных фразах, работа над качественным
звуком.
4. Распевание - 4 ч.
- Важность работы над звуком, продолжительность распевки, порядок
распевки;
- Понятие гласных и согласных звуков.
-Работа над правильным формированием звуков.
-Пение правильным дыханием различных фраз.
5. Выбор репертуара - 4 ч.
Ознакомление с песней, с характером песни, ритмической основой,
определением музыкальных фраз кульминации песни.
6. Репетиционная работа - 44 ч.
7. Создание сценического образа - 8 ч.
- Воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- Практическое осуществление сценического образа исполняемой
песни.
8. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 4 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (индивидуальные занятия)

№

Наименование разделов и тем Общее количество часов
всего

теория практи
ка

Формы аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

1

-

1

2

Вводное занятие.

1

1

-

опрос

3

Разработка правильного
певческого дыхания.

4

2

2

Оценка качества
исполнения

4

Распевание.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

5

Выбор репертуара.

4

-

4

Оценка вокальных
возможностей
обучающихся

6

Репетиционная работа.

44

4

40

Контрольное
прослушивание

7

Создание сценического образа.

8

2

6

Оценка качества
исполнения

8

Культурно-досуговая и
концертная деятельность

6

2

4

72

12

60

Итого:

Содержание программы
1. Организационная работа – 1 ч.
2. Вводное занятие - 1 ч.
Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике
безопасности.
3. Разработка правильного певческого дыхания - 4 ч.
- грудное, ключичное, диафрагмальное дыхание, разработка
диафрагмального дыхания, регистры голоса, значение слова тесситура;
- разработка дыхания на длительных фразах, работа над качественным
звуком.
4. Распевание - 4 ч.
- Важность работы над звуком, продолжительность распевки, порядок
распевки;
-Пение правильным дыханием различных фраз.
5. Выбор репертуара - 4 ч.
Ознакомление с песней, с характером песни, ритмической основой,
определением музыкальных фраз кульминации песни.
6. Репетиционная работа - 44 ч.
7. Создание сценического образа - 8 ч.
- Воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- Практическое осуществление сценического образа исполняемой
песни.
8. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 6 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (групповые занятия)
№

Наименование разделов и тем

Общее количество часов Формы аттестации
(контроля)
всего
теория практи
ка

1

Организационное занятие

2

-

2

2

Вводное занятие.

2

2

-

опрос

3

Ансамбль, общее понятие.

2

2

-

опрос

4

Разработка правильного
певческого дыхания.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

5

Распевание.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

6

Выбор репертуара.

4

-

4

Оценка вокальных
возможностей
обучающихся

7

Репетиционная работа.

46

6

40

Контрольное
прослушивание

8

Создание сценического образа.

8

2

6

Оценка качества
исполнения

72

14

58

Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения (индивидуальные занятия)
№

Наименование разделов и тем

Общее количество часов Формы аттестации
(контроля)
всего
теория практи
ка

1

Организационная работа.

1

-

1

2

Вводное занятие.

1

1

-

Опрос

3

Свободная работа
артикуляционного аппарата.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

4

Работа над сознательным
управлением процессом
дыхания.

6

1

5

Оценка качества
исполнения

5

Постановочно-репетиционная
работа.

40

4

36

Контрольное
прослушивание

6

Понятие музыкальной и
литературной фразы, кантилены,
работа над фразировкой.

4

1

3

Наблюдение

7

Динамика, оттенки, филировка
звука.

4

1

3

Наблюдение

8

Создание сценического образа.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

9

Культурно-досуговая и
концертная деятельность

8

2

6

Итого

72

12

60

Содержание программы
1. Организационная работа - 1 ч.
2. Вводное занятие - 1 ч.
Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике
безопасности.
3. Свободная работа артикуляционного аппарата - 4 ч.
Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить певческий голос
(бро брэ бри бро бру), (Бредут бобры в сыры боры, Бобры храбры, а для
бобрей добры) т.д.
Чтение скороговорок. Упражнения для ослабления нижней челюсти.
(мо мэ ми мо) т.д. Податливое небо. Упражнения для упрочнения языка и
рта.
4. Работа над сознательным управлением процессом
дыхания - 6 ч.
Разработка: грудное дыхание, грудно – брюшное дыхание, диафрагма.
Принципы входа и выхода дыхания. Певческая опора.
5. Постановочно-репетиционная работа – 40 ч.
6. Понятие музыкальной и литературной фразы, кантилены, работа
над фразировкой - 4 ч.
Возможности голосового аппарата к напевному исполнению мелодии.
Свободное, льющееся исполнение. Используемая техника в этом
случае – легато.
Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные
музыкальные построения (мотив, фразу, предложение) связывая их в
единое целое, в законченную мысль. Для достижения выразительной
фразировки используются средства музыкального выражения агогика,
динамика, а также дыхание, тембр, цезуры, скороговорки.
7. Динамика, оттенки, филировка звука – 4 ч.
Одним из видов вокальной техники, обязательной для всех голосов,
является умение филировать звук. Под филировкой звука понимается
умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к
громкому, не меняя при этом вокально-исполнительских качеств.

Обычно начинают достаточно устойчиво филироваться средние,
наиболее естественно звучащие звуки. Затем, по мере освоения
динамики, к ним прибавляются более высокие. Высокие ноты, звучащие у
большинства несколько напряженно, вначале бывают лишены и
полноценного вибрато и свойства спокойно филироваться. Постепенно,
по мере развития верной координации и силы мускулатуры гортани,
верхние ноты получают свободу звучания и начинают филироваться. Не
имея еще свободного, естественного звучания, не следует тратить
времени на упражнения в филировке; только найдя его можно приступать
к развитию этого вида техники владения голосом.
8. Создание сценического образа - 4 ч.
- Воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- Практическое осуществление сценического образа исполняемой
песни.
9. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 8 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения (групповые занятия)
№

Наименование разделов и тем

Общее количество часов Формы аттестации
(контроля)
всего
теория практи
ка

1

Организационное занятие

2

-

2

2

Вводное занятие.

2

2

-

опрос

3

Ансамбль, общее понятие.

2

2

-

опрос

4

Разработка правильного
певческого дыхания.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

5

Распевание.

4

1

3

Оценка качества
исполнения

6

Выбор репертуара.

4

-

4

Оценка вокальных
возможностей
обучающихся

7

Репетиционная работа.

46

6

40

Контрольное
прослушивание

8

Создание сценического образа.

8

2

6

Оценка качества
исполнения

72

14

58

Итого:

Формы аттестации и оценочные материалы.
Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса
эстрадной вокальной студии проходит с целью управления его качеством,
повышения эффективности создания условий для развития и реализации
творческих способностей учащихся посредством развития вокальных навыков
и исполнительского мастерства.
Основными видами аттестации в ЦДТ являются:
Предварительная (стартовая) аттестация. Она включает в себя оценку
исходного начального уровня знаний воспитанников перед началом
образовательного процесса по программе, выявление индивидуального уровня
каждого воспитанника (проводится с обучающимися 1-го года обучения при
поступлении в творческое объединение).
Промежуточная аттестация. Включает в себя оценку качества усвоения
учащимися содержания образовательной программы в середине и конце
учебного года.
Итоговая аттестация. Включает в себя оценку уровня достижений
обучающегося по завершении всего образовательного процесса.
В основу оценивания результатов диагностики положена разноуровневая
система оценки
Высокий уровень: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону
обучения на высоком уровне, может без помощи педагога ответить на
теоретические вопросы, выполнить вокальные упражнения, музыкальные
способности ребенка и основы вокала развиваются заметно. Может
самостоятельно разучить и проанализировать произведение.
Средний уровень: Ученик освоил теоретическую и практическую сторону
обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и
самостоятельно и с помощью педагога, музыкальные и вокальные способности
развиваются средне. Может частично самостоятельно разучить произведения и
проанализировать его.
Низкий уровень обучения: воспитанник слабо усвоил теорию и практику.
Может ответить на вопросы в основном с помощью педагога. Музыкальные и
вокальные способности развиваются слабо, самостоятельная работа с
произведениями почти не проводиться.
Но оценивание предполагает не только констатацию конечного результата
обучения, но и постоянно сопровождает образовательный процесс.
Оценка качества реализации программы по эстрадному вокалу включает
также текущий контроль.

Это прослушивание, наблюдение педагога в ходе занятий, оценка качества
исполнения (чистота интонирования, фразировка, дыхание, выразительность),
диагностика музыкального и вокального развития каждого воспитанника,
анализ подготовки и участия воспитанников к мероприятиям, оценка зрителей,
членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях,
конкурсах.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- репертуарные сборники;
- аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические
упражнения);
- набор фонограмм;
- учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и
сольного пения
- интернет-материалы;
- видеозаписи выступлений, концертов.
- литература:
Л. Н. Кружевадская - Уроки эстрадного вокала
Е.М. Громова - Уроки эстрадного вокала
И.А.Цуканова- Уроки эстрадного вокала
Э. А. Толмачева - Уроки эстрадного вокала
Л.Б. Кулицкая - Уроки эстрадного вокала
О.А. Канареева - Уроки эстрадного вокала
П. А. Чесноков - «Хор и управление им»
В. И. Балашов - «Поэтическое слово и вокальная интонация».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».