Программа Шахматы

Пояснительная записка.
«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на
несколько «ходов» вперѐд» (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата
мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее
время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных
технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и
разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ
и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании
логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами
способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения
концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до
недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный
возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и
умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным
образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный
мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.
Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что
возможности маленького человека велики и путем специально организованного
обучения можно сформировать у младших школьников такие знания и умения,
которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших
возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития.
В младшем школьном возрасте шахматы играют важную роль в развитии
ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника,
сравнивать. Ребенок узнает много нового и интересного. Кроме того, игра
способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном
месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку,

собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения
и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по
физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения,
тренировки, приучение детей к игре.
Программа предполагает изучение шахматной игры детьми младшего
школьного возраста 6– 10 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть
освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Целью внедрения программы «Шахматы» является создание условий для
личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного
возраста, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи обучения школьников игре в шахматы довольно широки и
разнообразны:
а) образовательные:
Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. Способствовать
освоению детьми основных шахматных понятий
Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить
детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими
правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых
заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах
в процессе игры.
Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов
ведения шахматной партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской;
Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности
дошкольника;
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Формировать мотивацию к познанию и творчеству
в) воспитывающие:
Воспитывать,
усидчивость,
целеустремленность, волю,
организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.
Основные формы и средства обучения:
1.
2.
3.
4.

Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры.

Материально-техническое обеспечение:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных
фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: (ПК, проектор, акустическая система,
принтер).
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и
задания, игровые упражнения).
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы
сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой

возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства.
Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого
ребенком детства, как результат правильно организованных условий
реализации Программы дошкольного образования в соответствии с
требованиями Стандарта. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики
(мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
•
правила и цель игры;
•
основные шахматные термины;
•
ходы и взятие фигур;
•
ценность фигур;
•
три защиты от шаха;
•
простейшие способы матования;
•
первичные знания по началу партии;
•
общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
•
культуры.
уметь:
•
читать шахматную нотацию;
•
предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
•
правильно защищать короля от угроз;
•
составлять простейший план действий в игре;
•
ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны:
знать:
•
простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
•
в каких случаях партия заканчивается вничью;
•
"детский мат»;
•
основные правила игры в дебюте.
уметь:
•
правильно делать рокировку;
•
ставить "вилки" и связки;
•
ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем,
двумя ладьями);
•
ставить мат в один ход;
•
защищаться от "детского мата";
•
атаковать слабый пункт f7 (f2);
•
видеть и наносить простейшие тактические удары;
•
решать 1-2- ходовые задачи;
•
от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы, являются:
 Учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников и общего
развития
 Доброжелательный психологический климат на занятиях,
целенаправленность деятельности педагога и ученика
 Высокий уровень квалификации педагога
 Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса
 Подбор методов занятий соответственно целям и содержанию
занятия и эффективности их применения
 Оптимальное сочетание форм занятий - индивидуальной, парной,
групповой, коллективной в рамках фронтальной.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Главной целью программы первого года занятий является знакомство и
формирование общих понятий о шахматах.
Учебно-тематический план 1-го года занятий.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наименование темы
Вводное занятие
История развития шахмат
Основы шахматного кодекса
Шахматная нотация
О правилах поведения во
время игры
Матование короля
различными фигурами
Непосильная задача двух
коней
Разбор учебных партий
Как начинать партию
Борьба за центр
Гармоничное пешечное
расположение
Учебные партии
Что делать после дебюта
Как играть в эндшпиль
Основы и принципы
разыгрывания эндшпиля
Реализация материального
преимущества
Правила квадрата
Учебно-тренировочные
упражнения
Пешке помогает король
Оппозиция
Ключевые поля
Виды преимущества
Территориальное
преимущество
Преимущество во времени
О трех стадиях шахматной
партии
Классификационные

Количество часов
Теория
Практики
1
1
1
3
2
2
-

Всего
1
1
1
5
2

3

2

5

1

2

3

1
1
1
1

5
4
1
6

6
5
2
7

2
2
2

10
2
3
3

10
4
5
5

1

3

4

2
2

6
3

8
5

1
1
1
1
2

6
6
6
6
4

7
7
7
7
6

5
2

-

5
2

2

6

8

27
28

соревнования
Сеансы одновременной игры
Конкурсы решения задач,
этюдов и нахождения
комбинаций. Подведение
итогов

ИТОГО

2
4

4
6

6
10

48

96

144

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ
1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием образования. Со
структурой занятий, с формами и методами занятий. Инструктаж по
технике безопасности и пожарной защите. Знакомство с Центром
дополнительного образования, с условиями занятий правилами
внутреннего распорядка.
2. История развития шахмат. Начиная первый учебный год шахматного
всеобуча, учитель раскрывает роль и значение российской шахматной
школы и ее выдающихся представителей.
3. Основы шахматного кодекса. Начиная урок, учитель подчеркивает,
что основной формой шахматной деятельности является участие в
турнирах, матчах и других видах соревнований, так главное
содержание шахмат при всей их разновидности – спортивная игра.
Действующие правила шахматной игры, подготовка и проведение
соревнований со всеми необходимыми приложениями составляют
шахматный кодекс-это свод шахматных законов, которые необходимо
знать каждому участнику, судье, организатору.
4. Шахматная нотация. Учитель подчеркивает, как музыканты не могут
обойдись без нотных знаков, так и шахматисты имеют специальный
язык шахматных фигур. Он нужен для того, чтобы читать шахматную
литературу и записывать партии. Ни один любитель шахматной игры
не сможет совершенствоваться без учебных пособий. Они помогают
находить собственные ошибки, знакомят с поучительными примерами
из практики мастеров и международных турниров.
5. О правилах поведения во время игры. Учитель отмечает, что иногда
между игроками возникает спор по поводу какого-либо правила,
поэтому для выявления истины необходимо обращаться к более

опытным шахматистам, или найти ответ в “шахматном кодексе “.
Учитель должен объяснить наиболее важные правила, которые
необходимо соблюдать любому шахматисту.
6. Матование короля различными фигурами. Учитель показывает, как
правильно ставить мат различными фигурами.
7. Непосильная задача двух коней. Учитель подчеркивает, что в
рассмотренных окончаниях у сильнейшей стороны был достаточный
перевес для того, чтобы дать мат королю неприятеля. Однако для двух
коней Матование одинокого короля, даже при поддержке короля,
непосильная задача. При правильной защите слабейшая сторона
избегает мата.
8. Разбор учебных партий. Учитель записывает самые известные партии,
которые должен знать каждый шахматист и разбирает ошибки,
допущенные белыми и черными. И показывает, как следовало играть.
9. Как начинать партию. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Принцип быстрейшего развития фигур в строну центра(сначала легкие
фигуры, рокировка, затем тяжелые фигуры). Подчеркнуть
необходимость экономии темпов. Ошибочного выхода ферзя в начале
дебюта и хода одной и той же фигурой несколько раз.
10.Борьба за центр. Учитель объясняет все о центре доски: квадрат
образуется центральными клетками d4. D5, e4, e5. Роль центра, как
единственной высоты на участке фронта во время военных действий.
Активность фигур расположенных в центре.
11. Гармоничное пешечное расположение. Выдающийся французский
шахматист 18 века Филидор считал пешки душой шахматной партии.
От расположения пешек зависит, как складывается шахматная партия.
Пешки прекрасное средство для захвата пространства. Пешки бываю
«слабые» и «сильные». К отсталым пешкам относятся изолированные,
отсталые и сдвоенные пешки.
12.Учебные партии. С помощью учащихся разбираем и комментируем
учебные партии.
13.Что делать после дебюта. Подчеркнуть, что юные шахматисты
нередко, расставив свои фигуры, согласно дебютным принципам, при
переходе в миттельшпиль начинают делать непонятные ходы, плавают
без цели.
14.Как играть эндшпиль. Дать определение эндшпиля, роль короля в
эндшпиле, значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные
окончания: король и пешка протии короля.

15.Основные принципы разыгрывания эндшпиля. Записать
принципы:1.Принцип централизации; 2.Принцип создания убежища
для короля; 3.Принцип активности; 4.Принцип взаимодействия фигур.
Принцип централизации проходит красной нитью через все стадии
шахматной партии, а так же через эндшпили. От правильного
использования короля зависит очень много. Обе стороны ведут
борьбу за центр.
16.Реализация материального преимущества. Подчеркнуть, что партии
между начинающими шахматистами проходят при материальном
равенстве. Из-за неумения партнера распоряжаться своими силами,
материальный перевес во время игры переходит от одной стороны к
другой по несколько раз. Умелое использование достигнутого
материального преимущества задача любого шахматиста.
17.Правило квадрата. Проверив выполнение домашнего задания,
учитель отмечает, что нередко длительная борьба приводит к
пешечному эндшпилю с лишней пешкой у одной стороны. Достаточен
ли этот перевес для победы? Согласно теории позиций с подобным
соотношением материала насчитывает 150 тыс., однако для
разыгрывания эндшпиля необходимо знать два-три правила. Одно из
них правило квадрата: если король слабейшей стороны находится в
квадрате пешки или при своем ходе вступает в это квадрат, то пешка
задерживается.
18.Учебно-тренировочные упражнения. С помощью учителя учащиеся
находят в 10 предложенных позиций лучшее продолжение, пользуясь
правилом квадрата.
19.Пешке помогает король. После проверки выполнения домашних
упражнений учитель подчеркивает, что на прошлых уроках
демонстрировались примеры, в которых пешки, пользуясь правилом
квадрата, старались добраться до поля превращения самостоятельно.
На практике чаще бывает, что проходная пешка нуждается в помощи
короля. Основной метод оказания помощи пешки – это оттеснение
королем короля противник от вертикали, по которой пешка движется
в ферзи.
20.Оппозиция. Проверив выполнение домашнего задания, учитель
отмечает, что защищающая сторона может преградить путь пешки,
применив оппозицию.
21.Ключевые поля. После проверки домашнего задания, учитель
объясняет, что перед каждой проходной пешкой имеются ключевые

поля. Владение которыми влияют на результат игры. Значение
ключевых полей значительно помогает шахматам в оценке позиций.
Учащиеся записывают одно из главных правил пешечного эндшпиля:
если король сильнейшей стороны овладел ключевым полем
проходной пешки, то такая проходит в ферзи. Даже при самой лучшей
защите слабейшей стороны.
22.Виды преимущества. После проверки домашнего задания учитель
отмечает, что в шахматах решают два вида преимущества:
материальная и позиционная.
23.Территориальное преимущество. После проверки домашнего
задания учитель отмечает, сто сторона, которая обладает свободой
передвижения фигур, имеет территориальный перевес. Имеющий
такое преимущество может рассчитывать на успех.
24.Преимущество во времени. После проверки задания учащихся
учитель отмечает, что время в шахматной игре измеряется ходами.
Преимущество во времени получает та сторона, которая за
одинаковое количество ходов вводит в бой большое число фигур.
Нарушение этого важнейшего дебютного принципа быстрейшего
развития приводит обычно к захвату инициативы соперником, т.е.
ведет его к преимуществу во времени.
25. О трех стадиях шахматной партии. Начиная урок учитель
подчеркивает, что на предыдущих занятиях рассматривались три
стадии шахматной партии. На данном уроке учащимся предлагается
ознакомиться с партией целиком и проследить за развитием событий.
26.Классификационные соревнования. Юные шахматисты участвуют в
классификационных соревнованиях. Учителю необходимо объяснить
порядок проведения соревнований, напомнить основные правила во
время игры. Заранее подготавливается необходимая документация:
таблица результатов шахматного турнира, очередность игры и т.д.
Учащиеся в тетрадях записывают партии с целью их разбора
преподавателем. Шахматная документация предоставляется
директору для присвоения разрядов по шахматам.
27.Сеансы одновременной игры. С целью закрепления полученных
знаний по трем стадиям шахматной партии, учителем-руководителем
занятий или приглашенным опытным шахматистом проводятся сеансы
одновременной игры. Учащиеся записываю сыгранные партии с
последующим разбором характерных ошибок на демонстрационной
доске. Отмечаются сильные и слабые стороны отдельных участников.

28.Конкурсы решения задач, этюдов, нахождения комбинаций,
подведение итогов. В конце учебного года учитель-руководитель
занятий проводит конкурсы решения задач, этюдов, комбинаций,
выбирая их в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Конкурсы проводятся в виде контрольных испытаний, связанных по
своему содержанию с темами «Тактика» и «Эндшпиль», объявлением
мата в два и три хода. Затем проводятся итоги учебного года и дается
учащимся задание на лето.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель программы – развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами, как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры
Учебно-тематический план 2-го года занятий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наименование темы
Организационная работа
Техника безопасности
Вводные занятия
История шахмат
Классификационная система
Усложнение задачи по шахматам
Одночасовые и быстрые шахматы
Сложные комбинации
Игра вслепую
Пользование шахматными часами
Шахматная мельница
Невозможный ход
Эндшпиль
Молниеносная игра блиц
Бешеная фигура
Усложненные дебюты
Тяжелые фигуры на вертикалях и
горизонталях
«Спертый» и «Эполетный» мат
Турниры
ИТОГО

Количество часов
Теория Практики
2
2
2
2
2
2
2
2
10
10
2
20
4
20
2
20
2
10
2
20
2
10
3
3
4
20
2
20
3
3
1
1
3
3

Всего
4
4
4
4
20
22
24
22
12
22
12
6
24
22
6
2
6

2

2

4

49

167

216

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ
1. Организационная работа. Знакомство с программным содержанием
творческого объединения «Шахматы», с правилами и режимом
работы.
2. Техника безопасности. Беседа по противопожарной безопасности и
технике безопасности. Рассказать, что делать и как вести себя в
случаях возгорания и угрозы жизни при пожаре. Также объяснить

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

правила дорожной безопасности. Особенно акцентировать внимание
на переход дороги в строго отведенных местах по пешеходному
переходу.
Вводные занятия. Шахматы поражают разнообразием фигур.
Повторить какие бывают шахматные фигуры, как они называются.
Повторить расстановку и ходы шахматных фигур. Рассказать о пользе
игры в шахматы. Обсудить, какие бывают шахматные доски, каких
размеров.
История шахмат. Шахматы самая древняя игра. Рассказать где и когда
были изобретены шахматы. Вспомнить имена великих гроссмейстеров
и их победы на турнирах.
Классификационная система в шахматах. В шахматном мире имеются
свои звания и разряды. Рассмотреть путь становления шахматиста от
дебютанта до гроссмейстера. Вспомнить такие понятия, как
Рокировка, Шах, «Вечный Шах»,Мат и его виды, Пат и т.д. Обсудить
виды шахматных комбинаций. Ознакомление с шахматным словарем
и т.д.
Усложненные задачи по шахматам. Интеллектуальные нагрузки
полезны для развития логического мышления. Сложные шахматные
задачи не только отличная тренировка мозга, но так же интересное
времяпровождение. Они стимулируют интерес к шахматам. Решение
шахматных задач.
Одночасовые и быстрые шахматы. Быстрые шахматы, еще лет 30
назад воспринимавшиеся как экзотика, сегодня заметно потеснили
классику. Быстрые шахматы – формат игры, в котором диапазон
времени на обдумывание варьируется в следующем диапазоне: более
10 минут, но менее 60. Изучение правил игры по быстрым шахматам.
Проведение шахматных партий по быстрым шахматам.
Сложные комбинации. Шахматные комбинации – это тактический
прием в шахматах, позволяющий получить материальное или
позиционное преимущество в партии или конкретных позициях, а
также достигнуть поставленных целей. В этом уроке рассмотрим,
какие существуют шахматные комбинации и как их можно
использовать во время партии.
Игра вслепую. Желание начинающих шахматистов овладеть навыками
игры вслепую базируются на двух неоднозначных утверждениях.
Первое гласит, что подобные упражнения улучшают технику счета
вариантов по ходу партий. Второе — игра в шахматы вслепую

помогает повысить общий уровень шахматного мастерства.
Разберемся в том, насколько обоснованы эти суждения. Обсудить два
вида игры вслепую в шахматах. Проведение шахматных партий по
игре вслепую.
10.Пользование шахматными часами. Шахматные часы применяются
для фиксации времени, которое затрачивают игроки на продумывание
своих ходов, и подачи сигнала об окончании запаса времени у одного
из игроков, предоставленного ему в соответствии с правилами
конкретного турнира. Рассмотреть разновидности шахматных часов.
Рекомендации по игре с использованием часов. Проведение
шахматных партий с использованием часов в различных комбинациях.
11.Шахматная мельница. «Мельница может принести противнику
страшные опустошения» А.Нимцович. « Мельница» - типовая
комбинация в шахматах с последовательным чередованием шахов и
вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. При этом обычно
(хотя и не обязательно) при объявлении вскрытого шаха
одновременно берётся одна из фигур противника. Подробное
рассмотрение данной комбинации. Шахматные партии с
использованием «Мельницы».
12.Невозможный ход. Ход, не разрешенный правилами игры считается
«невозможным ходом». Изучение основных видов недопустимых
ходов. Какие последствия ждут игрока, допустившего невозможный
ход по регламенту?
13. Эндшпиль. Что такое эндшпиль в шахматах? Эндшпиль начинается
тогда, когда на доске остается сравнительно небольшое количество
фигур и прямые атаки на короля с характерными для середины игры
комбинационными осложнениями, за редким исключением,
невозможны. По мнению многих специалистов, именно умение играть
в эндшпиле определяет силу шахматиста. Виды эндшпилей.
14. Молниеносная игра блиц. Игра в шахматы требует достаточно
быстрого обдумывания ходов. Но введение в конце XIX века игры
блиц в лондонском клубе стало нонсенсом. Вначале выделили
игрокам на обдумывание ходов по 30 секунд, потом время сократили
до 10 секунд. Сама игра проходила за 5 минут, за что её назвали
пятиминуткой. Правила ведения игры в блиц. Секреты успешной игры
в блиц. Чемпионы игры блиц. Проведение игр в шахматы с
использованием правил блиц.

15. Бешеная фигура. Обреченная на гибель фигура еще может многое

успеть прежде, чем покинет доску. Фигуры, которые приносят себя в
жертву, называют бешеными. Промежуточный ход - полезная и
неожиданная вставка в середине форсированной комбинации,
позволяющая добиться материального перевеса. Решение шахматных
задач с использованием «бешенных фигур».
16. Усложненные дебюты. Дебют — это начальная стадия шахматной
партии, в которой у игроков есть возможность делать заранее
подготовленные ходы. Этим обязательно нужно пользоваться, чтобы
получать перевес с первых же ходов. Как правильно играть дебют?
Дебюты в шахматах за белых. Дебюты в шахматах за черных.
17.Тяжелые фигуры на вертикалях и горизонталях. Что такое шахматная
вертикаль? Что такое шахматная горизонталь? Какие фигуры называют
тяжелыми и почему? Решение шахматных задач с использованием
тяжелых фигур.
18.«Спертый» и «эполетный» мат. Какой мат называют «спертым», а
какой «эполетным»? 5 классических матовых позиций.
19.Турниры. Проведение турниров между группами, посвященные Дню
защитников Отечества, международному женскому Дню 8 марта, дню
Победы 9 мая.

Планируемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся:
1. Результаты обучения (предметные результаты)
- будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры
- будут иметь знания о классификации дебютов;
- будут уметь: применять элементарные тактические приемы и приемы
эндшпиля
2. Результат воспитывающей деятельности
- будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе;
- будет воспитан волевой характер;
- будет воспитана целеустремлённость, трудолюбие.
3. Результат развивающей деятельности (личностные результаты):
- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное);
волевые качества личности.
- будет сформирован самоконтроль
По окончании второго года обучения учащиеся:
1. Результаты обучения (предметные результаты)
- овладеют приёмами тактики и приемы эндшпиля;
- освоят знания, необходимые для выполнения нормы спортивных разрядов.
2. Результат воспитывающей деятельности
- будет создана положительно эмоциональная атмосфера в группе;
- воспитан волевой характер;
- сформировано правильное поведение во время игры;
- воспитано чувство ответственности, взаимопомощи, целеустремленность и
трудолюбие.
3. Результат развивающей деятельности (личностные результаты):
- будут развиты:
память, внимание, мышление;
- будет сформирована усидчивость, самоконтроль и адекватная самооценка.

Список использованной литературы:
1. А.Нимцович «Моя система»
2. М.М.Ботвинник «Избранные партии»
3. Б.А.Злотник «Типовые позиции миттельшпиля»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».