Программа Вдохновение

Пояснительная записка

Образовательная программа «Вдохновение» является дополнительной
общеразвивающей, имеет художественно-эстетическую направленность.
Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает
всестороннему развитию личности ребенка, учит его находить в танце
эстетическое наслаждение.
Овладев необходимыми навыками и умениями, научившись понимать характер
танцев, выразительно и правильно исполнять их, дети по новому, более активно и
более сознательно начинают относиться к этому виду искусства.
Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время
со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области
хореографии, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Хореография - это прекрасная возможность раскрыть внутренний богатый
потенциал любого ребѐнка и чем раньше он приобщается к миру танца, тем больше
возможностей развить его художественные способности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Вдохновение»
определена тем, что ориентирует воспитанников на приобщение к танцевальномузыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков
хореографического творчества в повседневной деятельности, способствует
избавлению от физических зажимов, развитию физической выносливости и
творческой активности, расширению кругозора в области хореографии. А так же,
занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его
лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством
ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества
приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального зала в
другие сферы деятельности детей.
Для эффективного ведения занятия в танцевальном коллективе необходима
творчески согласованная работа хореографа и концертмейстера. С первых шагов
по освоению детьми основных элементов классического танца до построения
сложных танцевальных композиций концертмейстер стремиться к тому, чтобы
музыкальное сопровождение занятия являлось высокохудожественным, было
приятно на слух, соответствовало поставленным задачам хореографа, отвечало
возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей. Оно включает в себя
произведения классической, современной, зарубежной музыки, а постепенное
нарастание сложности музыки приводит к успешному решению задач
образовательной программы. С первых занятий концертмейстер учит детей

слышать и различать сильные и слабые музыкальные доли, реагировать на
изменения темпа и характера музыки. К примеру, при последовательном
исполнении трех различных по характеру музыкальных отрывков – марш, вальс,
полька – дети учатся правильно передавать в движениях темп и характер
музыкальной пьесы. При этом происходит знакомство с особенностью ритма,
темпа, характера марша, вальса, польки, галопа и т.д. Работа над танцевальной
композицией - это коллективный труд, характеризующийся постепенным
усложнением музыкального и хореографического материала, способов передачи
исполнителями характера и переживаний персонажей. В результате такой
художественно-эстетической деятельности ребенок понимает, что хореография –
труд творческий, радостный, упорный, требующий усилий воли, умения
преодолевать трудности, помогающий ему не только в физическом, но и
интеллектуальном саморазвитии, обогащающий его внутренний мир новыми
переживаниями и эмоциями, формирующий его духовной и гармоничной
личностью.
Образовательная программа «Вдохновение» является модифицированной.
Цель программы – развитие творческих способностей детей посредством
танцевального искусства, приобщение детей к искусству современного бального
танца, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов.
Задачи:
Обучающие
- Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
- Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков в
области хореографического искусства;
- Формирование знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитание внимания, дисциплинированности, трудолюбия,
самостоятельности;
- Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в коллективе;
- Формирование нравственных представлений.
Развивающие
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- Развитие эмоционально-волевых качеств.
Особенностью программы является то, что в программу включены детские
современные танцы, бальные спортивные танцы и бальные отечественные танцы.
Познавательная деятельность в танцевальном коллективе усиливается за счет бесед
о танцевальном искусстве, совместных просмотрах концертов, фестивалей о танце,
посещение театров, концертов. Программа предназначена для детей, желающих

приобщиться к современному танцу, научиться двигаться увереннее и улучшить
свою физическую форму.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
6-14 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления
родителей и регистрации в Навигаторе. Принимаются все желающие дети, не
имеющие медицинских противопоказаний, а также принимаются дети с ОВЗ.
Группы могут быть укомплектованы как одного возраста, так и разновозрастные.
Допускается возможность перевода обучающегося из одной группы в другую в
процессе обучения и по мере усвоения программного материала. Ребенок имеет
право начать учебу по программе с любого года обучения, после
соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной беседы.
Для реализации программы необходимо учитывать:
- возрастные особенности воспитанников
- личные интересы и приоритеты воспитанников
- потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно
- качество подготовки к моменту начала изучения предмета.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые
коррективы разделов и тем в программе, с учетом психофизических особенностей
детей.
Количество детей в группе первого года обучения – 12-25 человек
В группе второго и третьего годов обучения – 10-25 человек.
Сроки реализации образовательной программы – 3 года.
Ступени (этапы) образовательной программы
1-й год обучения предполагает развитие общей физической подготовки;
развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага,
устойчивости и координации), освоение азов ритмики, изучение простейших
элементов гимнастики, изучение танцевальных элементов, развитие ритмичности,
музыкальности, эмоциональной выразительности; изучение элементов
классического танца, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
Один из факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума
танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение,
исполненное многократно становится простым и доступным. Длительное изучение,
проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность
качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом
знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление
новизны и развивает творческую фантазию детей.

Первый год обучения предусматривает занятия по 2 часа два раза в неделю (144
часа в учебном году).
2-й год обучения предполагает закрепление знаний, умений, навыков,
полученных на начальном этапе обучения, усложняется материал по ритмике,
вводятся новые элементы классического танца. Дети должны научиться,
самостоятельно анализировать музыкальные произведения, определять их жанр,
форму, темп, характер, музыкальный размер. Расширяется и усложняется
репертуар танца, который подобран с учетом степени заинтересованности детей, с
точки зрения художественного и физического развития.
Итогом второго года обучения должно стать умение учащихся грациозно
двигаться, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Для второго года обучения увеличено количество часов до 6 часов в неделю (216
часов в год) поскольку дети уже более подготовлены физически, а главное, могут
дольше концентрировать внимание на уроке танца.
3-й год обучения предполагает занятия для детей проявивших определенные
способности к танцу и предусматривает специализированные занятия по
совершенствованию исполнительского мастерства и изучению нового репертуара.
На третьем году обучения в программу введен раздел «Танцевальная
импровизация» и «Модерн танец». На данном этапе уделяется больше внимания
актерскому мастерству. Репертуар коллектива должен соответствовать
исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.
На третьем году обучения часовая нагрузка не изменена – 6 часов в неделю (216
часов в год).
Форма организации образовательного процесса – учебное занятие с
различными целевыми установками. При реализации воспитательнопознавательного блока возможно проведение занятий в форме посещения
различных концертов, спектаклей, конкурсов или экскурсий в музеи, на выставки и
др.
Основная форма организации деятельности детей на занятии – групповая.
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
- репетиция;
- концерт, открытое занятие, контрольное занятие;
- зрительская практика – посещение спектаклей, концертов, театров.
Основными принципами обучения являются:
- учѐт индивидуальных особенностей каждого ребѐнка;
- системность (от простого к сложному);
- доступность и посильность обучения;

- увлечѐнность и творчество.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
- Здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую
личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы
здорового образа жизни.
- Информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам
получать новую информацию и знания через просмотры видео мультимедиа,
сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при
просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для
осмысления и оценки своего собственного результата.
- Деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый
материал через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим
повторением.
- Технология дифференцированного обучения помогает в обучении каждого на
уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
- практический (упражнения).
Итогом реализации программы «Вдохновение» является овладение
обучающимися знаниями, умениями и навыками в области хореографического
искусства.
Контроль результативности образовательной деятельности ребѐнка
осуществляется посредством системы мониторинга, ориентированной на задачи
программы – обучение, развитие и воспитание.
Ожидаемыми результатами данной программы можно считать:
– соответствие теоретических знаний и практических умений содержанию
программы;
- качество исполнения танцевальных движений;
- развитость чувства ритма и координации движений;
- уровень владения своим телом в пространстве, соотнесения движений с музыкой;
- проявление уверенности, отсутствие боязни при выполнении практических
заданий;
- развитие физических качеств (гибкости, ловкости и координации, быстроты,
выносливости, силы);
- умение пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным
сопровождением;
- овладение базовыми упражнениями и комбинациями классического танца;

- знание различных стилей и направлений современного танцевального искусства
- умение работать в коллективе;
Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах, на
которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных
мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах
различного уровня (городского, регионального и т.д.). Выступления детей на
концертах, в конкурсах и фестивалях выявляют степень овладения содержанием
программы и позволяют занимающимся приобретать разнообразный сценический
опыт.
Воспитательная работа на подготовительном этапе обучения детей направлена на
сплочение коллектива, повышение мотивации к занятиям хореографическим
искусством.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Содержание и виды
занятий

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

6

-

6

Набор детей

2

Вводное занятие

2

2

-

3

Азбука музыкального движения

12

2

10

Наблюдение

4

Учебно-тренировочная работа

16

2

14

Наблюдение

5

Элементы классического танца

20

2

18

Наблюдение

6

Постановочная работа

40

4

36

Контрольный
просмотр.

7

Репетиционная работа

38

2

36

Наблюдение,
контрольный
просмотр.

8

Контрольные уроки

4

2

2

Срезы ЗУН.

9

Культурно-досуговая
деятельность.
Итого часов

6

2

4

144

18

126

Опрос

Содержание программы
1. Организационная работа – 6 ч.
Набор детей.
2. Вводное занятие - 2 ч.
Введение в мир хореографического искусства. Инструктаж по технике
безопасности. Культура поведения на занятиях, требования к форме для занятий
и внешнему виду, режим занятий. Знакомство с программой творческого
объединения.
3. Азбука музыкального движения - 12 ч.
Позиции рук, позиции ног; построение, перестроение в круг, шаги танцевальные
по кругу: подскоки, бег, ходьба на носках; поклон девочки и мальчика.

4. Учебно-тренировочная работа - 16 ч.
Ритмические упражнения; приставной шаг с притопом, с хлопком, с приседанием.
Боковой галоп: приставной, с притопом, с хлопком, с приседанием.
Ритмические упражнения на линии «Мельница», «Цветочек», хлопки с щелчками
«Лошадка», «Жуки».
Основной ход, игра на гармошке, «неваляшка», «футбол».
5. Элементы классического танца – 20 ч.
Упражнения для рук Пор-де-бра на середине зала.
Классические элементы у станка: деми плие, гранд плие на I позиции ног.
Классические прыжки «Сотэ» на середине зала.
Батман тандю I позиции с плие у станка.
6. Постановочная работа - 40 ч.
Знакомство с темой и содержанием номера. Пояснения к характеру
исполнения. Знакомство с танцем начинается с музыки, его ритмичным
характерным темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети
осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному
восприятию позволяет обучающему считывать движения. Далее идѐт усвоение
учащимися необходимых движений по степени сложности. После этого
разученные элементы собираются в единую композицию.
Танцы: Слоненок, Вару Вару, Дагестаночка.

7. Репетиционная работа - 38 ч.
Отработка рисунка танца, точности движений, пластики, музыкальности. Работа
над образом.
8. Контрольные уроки - 4 ч.
Целью занятия является подведение итогов.
9. Мероприятия воспитательного характера - 6 ч.
Тематические концерты, посещение танцевальных фестивалей, конкурсов. Беседы
о гигиене здоровья и питания, культурной жизни города, о музыке, современной
хореографии и т.д. Прослушивание музыкального материала.

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Содержание и виды занятий

Количество часов
всего

теория

практи
ка

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

3

-

3

2

Вводное занятие

3

3

-

3

Повторение пройденного
материала

6

-

6

Опрос
Наблюдение

4

Учебно-тренировочная работа

21

3

18

Контрольный
урок

5

Элементы классического танца

21

3

18

6

Постановочная работа

75

9

66

Опрос
Наблюдение
Контрольный
просмотр

7

Репетиционная работа

72

3

69

Контрольный
просмотр

8

Контрольные уроки

6

3

3

Открытый урок

9

Культурно-досуговая
деятельность.
Итого

9

3

6

216

27

189

Опрос

Содержание программы
1. Организационная работа -3 ч.
2. Вводное занятие - 3 ч.
Знакомство с программой творческого объединения с расписанием и
правилами работы, инструктаж по технике безопасности.

3. Повтор пройденного материала - 6 ч.

4. Учебно-тренировочная работа – 21 ч.
Ритмические упражнения, музыкальные игры по кругу.
Гимнастические упражнения: прогибы, отжимание, колесо, мостик.
Ритмические упражнения: «Мельница», игра с водой.
Элементы дагестанских танцев, шаги.

5. Элементы классического танца - 21 ч.
Батман тандю жатэ на I позиции ног.
Экзерсис у палки.
Релеве лицом к станку.

6. Постановочная работа - 75 ч.
Знакомство с темой и содержанием концертного номера. Пояснения к
образу, характеру исполнения. Вначале учащиеся знакомятся с происхождением
танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением,
манерой исполнения и характером музыкального сопровождения.
В танцах определѐнной композиции отмечается количество фигур, частей и
количество тактов. Далее идѐт усвоение учащимися необходимых специфических
движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в
единую композицию. Повторяется весь материaл предыдущего года обучения.
Отрабатывается в более четком ритме, более ускоренном темпе. Просмотр видео
клипов, прослушивание фонограмм.
Танцы: Чунга-Чанга, Рок-н-ролл, Дагестаночка, «Акушиночка».

7. Репетиционная работа - 72 ч.
Отработка рисунка танца, точности движений, пластики, музыкальности. Работа
над образом.

8. Контрольные уроки - 6 ч.
Целью занятия является подведение итогов.

9. Культурно-досуговая деятельность -15 ч.
Организационная работа. Тематические концерты, посещение танцевальных
фестивалей, конкурсов. Беседы о гигиене здоровья и питания, культурной жизни
города, о музыке, современной хореографии и т.д. Прослушивание музыкального
материала.

Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Содержание и виды

Количество часов

занятий

всего

теория

практика

-

3

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

2

Вводное занятие

3

3

-

Опрос

3

Повтор пройденного материала

6

-

6

Итоговое занятие.

4

Учебно-тренировочная работа

9

3

6

Опрос.
Наблюдение.

5

Элементы классического танца

21

3

18

Технический
зачет.

6

Танцевальная импровизация
Модерн танец

9

3

6

Контрольный
урок. Срезы ЗУН

7

Элементы актерской техники

9

3

6

8

Постановочная работа

60

9

51

Контрольный
просмотр

9

Репетиционная работа

81

3

78

Контроль
качества
исполнения

10

Контрольные уроки

6

3

3

11

Культурно-досуговая
деятельность.
Итого

9

3

6

216

36

180

3

Содержание программы
1. Организационная работа – 3 ч.
2. Вводное занятие - 3 ч.
Выбор актива, инструктаж по технике безопасности.

3. Повторение пройденного материала - 6 ч.
4. Учебно-тренировочная работа - 9 ч.
Музыкально — ритмические упражнения. Построения и перестроения. Слушание
музыки. Гимнастика.
Комплекс упражнений на развитие пластичности, гибкости тела, слитности и
мягкости движений. Выполнение волнообразных движений туловищем, руками,
плавные движения бедрами, круговые движения головой.
Разогрев мышц, разминка на шпагат, мостик, колесо, повороты «шине», голубцы
по диагонали.

5. Элементы классического танца - 21 ч.
Включает изучение основных позиций и движение классического танца. Эти
упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуре движений,
воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают
познакомиться с основными правилами хореографии.
- пор-де-бра по 1 позиции, позиции ног, позиции рук, деми плие по 1позиции;
- релеве по 2 позиции;
- батман тандю по 5 позиции,
- батман жатэ по 5 позиции,
- гранд батман по 5 позиции,
-деми плие по 5 позиции
- гранд батман жатэ балансе.

6. Танцевальная импровизация - 9 ч.
Ознакомление учащихся с принципами импровизации.
История возникновения танца, многообразие стилей и направлений. Передача
образа движением. Сочетание музыки, образа и движения.

7. Элементы актерской техники - 9 ч.
Применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и
выразительность в хореографических композициях.
Овладение умением передавать образы в танцевальных композициях, умение
перевоплощаться, передавать настроение людей, вовлекая зрителя в общий
замкнутый круг действий, выражать действие, мысль, чувства через пластическую
форму, фиксировать рисунок роли в репетиционном процессе и на зрителе.
-Сценическое движение.
-Сценический грим.

8. Постановочная работа – 60 ч.
Знакомство с темой и содержанием концертного номера. Пояснения к образу,
характеру исполнения.
Постановка сюжетно-ролевых танцев, танцевальных композиций разных стилей и
направлений. Подбор музыкального материала, построение комбинаций,
построение рисунка танца, пошив костюма, подготовка фонограммы.
Фигурный вальс, латиноамериканские танцы: «Ча-ча-ча», «Самба», осетинский
«Южанка», азербайджанский «Чал-Чал», цыганский «Рада».
9. Репетиционная работа - 81 ч.
Отработка рисунка танца, точности движений, пластики, музыкальности. Работа
над образом.
Контрольные уроки - 6 ч.
Целью занятия является подведение итогов.

10.

11.Мероприятия воспитательного характера - 9 ч.
Беседы об искусстве, выходы на концерты, спектакли, посещение выставок и
музеев. Посещение выступлений городских хореографических творческих
объединений. Проведение праздничных чаепитий.

Формы аттестации и оценочные материалы.
Контроль результативности образовательной деятельности ребѐнка осуществляется
посредством системы мониторинга, ориентированной на задачи программы –
обучение, развитие и воспитание.
Основными методами мониторинга являются – наблюдение, устный опрос, анализ
качества выполнения практических заданий, оценка эмоционального самочувствия
ребѐнка на занятии и др.
В Центре выработана единая система оценки результатов обучающихся ( низкий
уровень - удовлетворительно; средний уровень - хорошо; высокий уровень отлично).
Результаты стартового и текущего контроля воспитанников
фиксируются в Протоколе.
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для I года обучения
– 3 раза в год (сентябрь, декабрь, апрель-май).
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для 2 и 3 годов обучения
– 2 раза в год (декабрь, апрель-май).
Формы подведения итогов: тестирование, анкетирование, проведение открытых
занятий, проведение контрольных уроков, участие в концертах, конкурсах,
фестивалях.

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально- техническое оснащение
Важным условием выполнения программы является достаточный уровень
материально- технического оснащения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура;
- фонотека, диски DVD, флешки;
- коврики для выполнения упражнений;
-форма и обувь для занятий.
- костюмы для выступлений.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- аудио и видео материалы
- сценарии открытых занятий;
- интернет-материалы;

- видеозаписи выступлений, концертов.
- литература:
«Учите детей танцевать» Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.
Бюллетень № 4 2009 года В.А. Кирмасов.
Энциклопедия танцев «Музыка и движения» - Т.П. Ломова.
«От А до Я» - Л. Проценков;
«Искусство балетмейстера» - И.В. Смирнова;
«Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.
«Основы классического танца» - Аванесова С.И.
«Мир танца» - Аванесова С.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».