Пояснительная записка Образовательная программа «Салам» является дополнительной общеразвивающей, имеет художественно-эстетическую направленность. По уровню содержания является базовой, по широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильной с элементами интеграции. Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Хореография - это прекрасная возможность раскрыть внутренний богатый потенциал любого ребѐнка и чем раньше он приобщается к миру танца, тем больше возможностей развить его художественные способности. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластиковое развитие. Хореография – искусство, любимое детьми. Приобщение детей к искусству танца является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Занятия танцем выполняют и другие важные функции: они развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их в дружный коллектив, способствуют росту их общей культуры. Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Программа структурирована в соответствии с «Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей», разработанными МО и ПО РФ. Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формирование у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны. Новизна программы заключается в том, что в нее включены элементы классического танца. Важнейшим преимуществом программы является постановка воспитанников в активную позицию, а также исторический подход - воспитание детей на этнорегиональной культуре. Отличительные особенности программы состоят в том, что в нее включено углубленное изучение фольклорного танца. Новизна программы также заключается в том, что учащиеся стали осваивать не только дагестанские танцы, но и танцы народов мира. Оригинальность программы в том, что: программа дает возможность реализовать себя, дает возможность фантазировать, используя традиции и обычаи народов Дагестана, народные промыслы, их быт; программа способствует развитию у детей артистических, творческих способностей; дает возможность испробовать себя в новом амплуа – в качестве постановщика; программа оригинальна в том, что в программу введен классический станок, так как классический танец является основой хореографии. Программа соответствует следующим требованиям: 1. Целостность – обеспеченность полноты состава действий, необходимых для достижения целей. 2. Прогностичность – изменение требований и условий реализации. 3. Рациональность – определение таких целей и способов достижения, которые позволят получить максимальный результат. 4. Контролируемость – наличие способов проверок полученных результатов в виде тестирования, контрольных и открытых уроков, срезов ЗУН, мастер-классов. Цель программы: Развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнений различных видов народносценических танцев, композиций, а также выявление одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: Обучающие: - Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами дагестанского танца и танцев народов Северного Кавказа. - Обучение воспитанников различным танцевальным приемам. - Обогащение словарного запаса специальными терминами. - Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Развивающие: - Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения. - Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. - Практическое участие в городских, региональных и международных конкурсах, смотрах, фестивалях. - Содействие в развитии и сохранении народных традиций и обычаев. - Выявление и развитие одаренных детей. Воспитательные: - Воспитание интереса к искусству дагестанского танца. - Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. - Формирование коммуникативных способностей детей. - Воспитание аккуратности, бережного отношения к использованию костюмов. - Воспитание культуры общения в коллективе. - Создание условий для развития у детей чувства патриотизма. Занятия по хореографии не могут существовать без музыки – это аксиома успеха танцевального искусства. Хореографическое искусство многогранно, оно складывается из некоторого количества составляющих движений, пластики, музыки, внутреннего состояния души и много того, что делает его целостным. Одной из самых важных частей танцевального искусства является музыка. Именно ей отведена ключевая роль в жизни танца. Музыка создает настроение и атмосферу, задает ритм и контролирует такт, диктует движения. Музыкальное развитие помогает ребенку более полно отдаваться движениям, жить на сцене согласно драматургии танца, способствует формированию творческой личности и раскрытию хореографического таланта. Музыкальное сопровождение учит детей двигаться под музыку на начальном этапе обучения, помогает им обрести хореографические навыки. Без этого ни один ребенок не сможет участвовать в постановочной деятельности. Поэтому роль концертмейстеров (барабанщика и гармониста) неоценима, как на обычном занятии по хореографии, так и на постановочном. Необходимо, чтобы для постановки танца использовалась живая музыка (барабан и гармонь), дети чутко откликаются на ее звучание. Живая музыка учит детей не только слышать, но и чувствовать ее. Концертмейстер помогает хореографу в работе с детьми, развивая музыкальные задатки и способности, которые являются неотъемлемой частью танца. Музыка и движение должны быть неразрывны, ведь музыка – это сердце и душа танца. Даже самое дорогое техническое устройство не заменит человеческого общения, той искры, которая возникает при сотрудничестве детей и концертмейстера. Музыка оживляет, дополняет хореографию. Без нее танец будет сухим, голым и неживым. Музыкальное сопровождение поможет вдохнуть в него жизнь, сделать его прекрасным, востребованным и понятным. Без мелодичного союза танец будет скучным, неинтересным, напоминая собой занятия по неизвестному виду спорта. Лишь с музыкой он станет настоящим искусством. Программа рассчитана на 2 года обучения: состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми 1- 2 годов обучения и является базовой для ансамбля «Салам». Они взаимосвязаны между собой и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-14 лет. При формировании групп не используется конкурсный отбор, принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, но в ансамбль переходят только воспитанники талантливые и способные. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и регистрации в Навигаторе. Принимаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний, а также принимаются дети с ОВЗ. Группы могут быть укомплектованы как одного возраста, так и разновозрастные. Допускается возможность перевода обучающегося из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала. Ребенок имеет право начать учебу по программе с любого года обучения, после соответствующего тестирования, выявляющего базовые знания и умения по программе и индивидуальной беседы. Допускается усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, при этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельностным подходом. Продолжительность групповых занятий 45 минут, за исключением одновозрастной группы (6-7 лет) 1 года обучения – 30 минут. Основными задачами на 1 год обучение является: 1. Дать учащимся первоначальные знания в области хореографического искусства. 2. Воспитать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе. 3. Развить чувство ритма, музыкальный слух. 4. Развить общую физическую подготовку. На начальном этапе изучаются характерные для национальных танцев позиции рук и ног на середине зала, ходы по кругу, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям движения танцев. В процессе работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному». Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал не только способствовать техническим возможностям уч-ся, но и учитывать возрастную психологию. В процессе работы применяется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способности к восприятию предлагаемого материала. В зависимости от состава группы, педагог может увеличить и уменьшить объем и степень технической сложности материала. Первый год обучения предусматривает занятия по 2 часа 2 раза в неделю, 144 часа в год, за исключением одновозрастной группы (6-7 лет). Дети данного возраста занимаются по 2 часа 3 раза в неделю. В связи с этим увеличивается количество часов до 216 в год, за счет того, что на изучение каждой темы для детей данной категории отводится больше часов для лучшего усвоения программного материала. Ожидаемый результат: - должны знать национальности Дагестана, название движений, иметь понятия о такте и ритме. - должны уметь показать весь пройденный материал по разделам данного года обучения. Подведение итогов первого года обучения проходит в форме контрольных уроков (4р. в год) и открытого занятия в конце учебного года. На втором году обучения идет совершенствование полученных ЗУН. Воспитанники уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений. Педагог должен поддерживать интерес детей к хореографии и в частности к народным танцам. Идет знакомство детей с видами хореографии и фольклором основных народностей Дагестана. Учащиеся осваивают не только основные элементы той или иной народности, но и изучают их быт, культуру, костюм. Программа дает возможность выбрать наиболее легкоусвояемый танцевальный текст и его варьирование. При подборе музыкального сопровождения к каждому элементу, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности. Для второго года обучения увеличено количество часов до 6 ч. в неделю (216 часов в год), поскольку дети уже более подготовлены физически, а главное могут дольше концентрировать внимание на занятии. Ожидаемый результат: - должны знать виды хореографии, место проживания той или иной народности, род их занятий, элементы костюмов, названия танцевальных элементов; - должны уметь различить на слух музыку, исполнить весь практический материал. Подведение итогов второго года обучения проходит в форме контрольных срезов ЗУН и открытых занятий. Учебно-тематический план I год обучения № п/п Кол-во часов Содержание 1 Организационная работа 2 3 всего теория практика Формы аттестации (контроля) 6 - 6 Вводное занятие 2 2 - Опрос Знакомство с хореографией 2 2 - Опрос 4 Поклон 2 1 1 Наблюдение 5 Тренаж 36 4 32 6 Ходы 60 6 54 20 2 18 70 6 64 Анализ качества исполнения Контрольный просмотр Анализ качества исполнения Контрольный просмотр Контрольный просмотр 7 Движения на середине 8 Блоки 9 Контрольные уроки 8 - 8 Культурно-досуговая деятельность 10 4 6 216 27 189 10 ИТОГО: Содержание программы I год обучения 1. Организационная работа – 6 ч. 2. Вводное занятие – 2 ч. 3. Знакомство с хореографией – 2 ч. 4. Поклон - 2 ч. 5. Тренаж – 36 ч. (поз рук, поворот, боковой ход, ход назад и вперед с позициями рук). 6. Ходы - 60 ч. - марш - двойной шаг - ход с позициями рук. - одинарный - гергебельский - даргинский - кубачи - лакский - лезгинский 7. Движения на середине -20 ч. - ковырялки - боковая - прямая - тройная - ковырялка с выбросом - каблучный выброс 8. Блоки - 70ч. - лакский -12 - гасма (на носок) - закладка, присядка с хлопками -даргинский -8 - гасма (на каблук) - аварский 12 - характерные повороты - боковые передвижения 9. Контрольные уроки – 8 ч. 10. Культурно-досуговая деятельность – 10 ч. Учебно-тематический план I год обучения (6-7 лет) № п/п Кол-во часов Содержание 1 Организационная работа 2 3 всего теория практика Формы аттестации (контроля) 6 - 6 Вводное занятие 2 2 - Опрос Знакомство с хореографией 2 2 - Опрос 4 Поклон 2 1 1 Наблюдение 5 Тренаж 36 4 32 6 Ходы 60 6 54 20 2 18 70 6 64 Анализ качества исполнения Контрольный просмотр Анализ качества исполнения Контрольный просмотр Контрольный просмотр 7 Движения на середине 8 Блоки 9 Контрольные уроки 8 - 8 Культурно-досуговая деятельность 10 4 6 216 27 189 10 ИТОГО: Содержание программы I год обучения 1. Организационная работа – 6 ч. 2. Вводное занятие – 2 ч. 3. Знакомство с хореографией – 2 ч. 4. Поклон - 2 ч. 5. Тренаж – 36 ч. (поз рук, поворот, боковой ход, ход назад и вперед с позициями рук). 6. Ходы - 60 ч. - марш - двойной шаг - ход с позициями рук. - одинарный - гергебельский - даргинский - кубачи - лакский - лезгинский 7. Движения на середине -20 ч. - ковырялки - боковая - прямая - тройная - ковырялка с выбросом - каблучный выброс 8. Блоки - 70ч. - лакский -12 - гасма (на носок) - закладка, присядка с хлопками -даргинский -8 - гасма (на каблук) - аварский 12 - характерные повороты - боковые передвижения 9. Контрольные уроки – 8 ч. 10. Культурно-досуговая деятельность – 10 ч. Учебно-тематический план II год обучения № п/п Содержание Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) 1 Организационная работа 2 - 2 2 Вводное занятие 2 2 - Опрос 3 Виды хореографии 2 2 - Опрос 4 Изучение кумыкского фольклора 42 8 34 5 Изучение лакского фольклора 30 6 24 6 Изучение лезгинского фольклора 30 6 24 7 Изучение даргинского фольклора 30 6 24 8 Изучение ногайского фольклора 18 4 14 9 Изучение аварского фольклора 42 8 34 10 Контрольные уроки 6 2 4 11 Культурно-досуговая деятельность Итого: 12 4 8 216 48 168 Анализ качества исполнения Анализ качества исполнения Анализ качества исполнения Анализ качества исполнения Анализ качества исполнения Анализ качества исполнения Контрольный просмотр Содержание программы 2 год обучения 1. Организационная работа -2 ч. 2. Вводное занятие - 2ч. 3. Виды хореографии - 2ч. 4. Изучение кумыкского фольклора - 42 ч. - Знакомство с кумыкской народностью - Кто такие кумыки, их проживание и культура? - Прослушивание музыки. - Показ костюма - Основные элементы кумыкского фольклора: приветствие (поклон) ход марша ход на полупальцах позиция рук к кумыкскому танцу, на основе кумыкского фольклора. свадебный ход на основе кумыкского фольклора. 5. Изучение лакского фольклора - 30 ч. - Знакомство с лакской народностью. - Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность? - Лакские мотивы. - Знакомство с лакским одеянием. - Основные элементы лакского фольклора: лакский бегунок гасма на носках подскоки по 6 позиций гасма с подскоками повороты ковырялка прямая и в повороте боковая гасма с подсечкой девочкам присядка мальчикам 6.Изучение лезгинского фольклора - 30 ч. - Знакомство с лезгинской народностью. - Кто такие лезгины, где они проживают, чем занимаются? - Прослушивание лезгинских мелодий и ритмов. - Показ костюма. - Основные элементы лезгинского фольклора: гасма с сокращенным подъемом в воздух гасма в повороте с прыжком прыжки с поджатыми ногами повороты с прыжками гасма с выбросом ноги и т.д. лезгинский ход 7. Изучение даргинского фольклора - 30 ч. - Знакомство с даргинской народностью - Кто такие даргинцы, где они проживают, их работодеятельность? - Даргинские мелодии и ритмы. - Показ костюма. - Основные элементы даргинского фольклора: гасма на пятку падебаск падебаск в повороте падебаск с притопом до-за-до повороты на месте акушинский ход по кругу 8. Изучение ногайского фольклора- 18 ч. - Знакомство с ногайской народностью. - Проживание, культура. - Прослушивание музыки. - Показ костюма. - Основные элементы ногайского фольклора: основной ход по кругу повороты 9. Изучение аварского фольклора- 42 ч. - Знакомство с аварской народностью - Кто такие аварцы, их проживание и работодеятельность? - Прослушивание музыки - Показ костюмов (их названия) - Основные элементы аварского фольклора: двойной шаг (движение по кругу) задний ход (движение по кругу) боковые передвижения веревочка (1,2) разновидности ковырялок 10. Контрольные уроки – 6 ч. 11. Культурно –досуговая деятельность – 12 ч. Формы аттестации и оценочные материалы. Контроль результативности образовательной деятельности ребѐнка осуществляется посредством системы мониторинга, ориентированной на задачи программы – обучение, развитие и воспитание. Ожидаемыми результатами данной программы можно считать: – соответствие теоретических знаний и практических умений содержанию программы; - качество исполнения танцевальных движений; - развитость чувства ритма и координации движений; - уровень владения своим телом в пространстве, соотнесения движений с музыкой; - проявление уверенности, отсутствие боязни при выполнении практических заданий; - развитие физических качеств (гибкости, ловкости и координации, быстроты, выносливости, силы); - умение пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением; - овладение базовыми упражнениями и комбинациями классического танца; - знание различных стилей и направлений современного танцевального искусства - приобретение способностей к импровизации, развитие артистизма; - умение работать в коллективе; Основными методами мониторинга являются – наблюдение, устный опрос, анализ качества выполнения практических и творческих заданий, оценка эмоционального самочувствия ребѐнка на занятии и др. В Центре выработана единая система оценки результатов обучающихся ( низкий уровень - удовлетворительно; средний уровень - хорошо; высокий уровень - отлично). Результаты стартового и текущего контроля воспитанников фиксируются в Протоколе. Периодичность отслеживания показателей мониторинга для I года обучения – 3 раза в год (сентябрь, декабрь, апрель-май). Периодичность отслеживания показателей мониторинга для 2 и 3 годов обучения – 2 раза в год (декабрь, апрель-май). Формы подведения итогов: наблюдение, проведение открытых занятий, проведение контрольных уроков. Организационно-педагогические условия реализации программы. Материально- техническое оснащение Важным условием выполнения программы является достаточный уровень материально- технического оснащения: - наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; - качественное освещение в дневное и вечернее время; - обеспечение занятий музыкальным сопровождением (гармонь, барабан) -форма и обувь для занятий. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы: - аудио и видео материалы - сценарии открытых занятий; - интернет-материалы; - видеозаписи выступлений. - литература: - «Мир танца» - Аванесова С.И - «Методика преподавания народного танца» - Г.П. Гусеев. - «Народный танец» - Т. Ткаченко. - «Уроки характерного танца» - Н.М. Ступолкина. - «Народная хореография» - В. Уральская. - «Народно-сценический танец» - Т.С. Ткаченко. - Фольклорный танец и его сценическая обработка – Заикин Н. - Интернет ресурсы.