Программа подг.гр. анс Салам

Пояснительная записка
Образовательная программа «Салам» является дополнительной
общеразвивающей, имеет художественно-эстетическую направленность.
По уровню содержания является базовой, по широте охвата и
взаимодействию содержания деятельности – профильной с элементами
интеграции.
Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее
время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги
в области хореографии, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников.
Хореография - это прекрасная возможность раскрыть внутренний
богатый потенциал любого ребѐнка и чем раньше он приобщается к миру
танца, тем больше возможностей развить его художественные способности.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только
учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластиковое развитие.
Хореография – искусство, любимое детьми. Приобщение детей к
искусству танца является дополнительным резервом двигательной
активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций,
повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического
напряжения, а следовательно одним из условий их успешной подготовки к
учебной и трудовой деятельности. Занятия танцем выполняют и другие
важные
функции:
они
развивают
наблюдательность
учащихся,
дисциплинируют, сплачивают их в дружный коллектив, способствуют росту
их общей культуры.
Программа разработана
в соответствии с
Законом РФ «Об
образовании»,
Положением
об
образовательном
учреждении
дополнительного образования детей.
Программа структурирована в
соответствии
с «Требованиями к образовательным программам
дополнительного образования детей», разработанными МО и ПО РФ.
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к
танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений
и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности,
улучшение
своего
образовательного
результата,
на
создание
индивидуального творческого продукта.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы
мы видим в формирование у обучающегося чувства ответственности в
исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе
(общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного
проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных
партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования
танцевального номера, с другой стороны.
Новизна программы заключается в том, что в нее включены элементы
классического танца. Важнейшим преимуществом программы является
постановка воспитанников в активную позицию, а также исторический
подход - воспитание детей на этнорегиональной культуре. Отличительные
особенности программы состоят в том, что в нее включено углубленное
изучение фольклорного танца.
Новизна программы также заключается в том, что учащиеся стали осваивать
не только дагестанские танцы, но и танцы народов мира.
Оригинальность программы в том, что:
 программа дает возможность реализовать себя, дает возможность
фантазировать, используя традиции и обычаи народов Дагестана,
народные промыслы, их быт;
 программа способствует развитию у детей артистических,
творческих способностей;
 дает возможность испробовать себя в новом амплуа – в качестве
постановщика;
 программа оригинальна в
том, что в программу введен
классический станок, так как классический танец является
основой хореографии.
Программа соответствует следующим требованиям:
1. Целостность – обеспеченность полноты состава действий,
необходимых для достижения целей.
2. Прогностичность – изменение требований и условий реализации.
3. Рациональность – определение таких целей и способов достижения,
которые позволят получить максимальный результат.
4. Контролируемость – наличие способов проверок полученных
результатов в виде тестирования, контрольных и открытых уроков,
срезов ЗУН, мастер-классов.

Цель программы:
Развитие
танцевально-исполнительских и художественно-эстетических
способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний,
умений, навыков, необходимых для исполнений различных видов народносценических танцев, композиций, а также выявление одаренных детей в
области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения реализующие образовательные
программы среднего и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами
дагестанского танца и танцев народов Северного Кавказа.
- Обучение воспитанников различным танцевальным приемам.
- Обогащение словарного запаса специальными терминами.
- Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
- Практическое участие в городских, региональных и международных
конкурсах, смотрах, фестивалях.
- Содействие в развитии и сохранении народных традиций и обычаев.
- Выявление и развитие одаренных детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству дагестанского танца.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Формирование коммуникативных способностей детей.
- Воспитание аккуратности, бережного отношения к использованию
костюмов.
- Воспитание культуры общения в коллективе.
- Создание условий для развития у детей чувства патриотизма.

Занятия по хореографии не могут существовать без музыки – это
аксиома успеха танцевального искусства. Хореографическое искусство
многогранно, оно складывается из некоторого количества составляющих движений, пластики, музыки, внутреннего состояния души и много того, что
делает его целостным. Одной из самых важных частей танцевального
искусства является музыка. Именно ей отведена ключевая роль в жизни
танца. Музыка создает настроение и атмосферу, задает ритм и контролирует
такт, диктует движения. Музыкальное развитие помогает ребенку более
полно отдаваться движениям, жить на сцене согласно драматургии танца,
способствует формированию творческой личности и раскрытию
хореографического таланта. Музыкальное сопровождение учит детей
двигаться под музыку на начальном этапе обучения, помогает им обрести
хореографические навыки. Без этого ни один ребенок не сможет участвовать
в постановочной деятельности. Поэтому роль концертмейстеров
(барабанщика и гармониста) неоценима, как на обычном занятии по
хореографии, так и на постановочном.
Необходимо, чтобы для постановки танца использовалась живая музыка
(барабан и гармонь), дети чутко откликаются на ее звучание. Живая музыка
учит детей не только слышать, но и чувствовать ее. Концертмейстер
помогает хореографу в работе с детьми, развивая музыкальные задатки и
способности, которые являются неотъемлемой частью танца. Музыка и
движение должны быть неразрывны, ведь музыка – это сердце и душа танца.
Даже самое дорогое техническое устройство не заменит человеческого
общения, той искры, которая возникает при сотрудничестве детей и
концертмейстера. Музыка оживляет, дополняет хореографию. Без нее танец
будет сухим, голым и неживым. Музыкальное сопровождение поможет
вдохнуть в него жизнь, сделать его прекрасным, востребованным и
понятным. Без мелодичного союза танец будет скучным, неинтересным,
напоминая собой занятия по неизвестному виду спорта. Лишь с музыкой он
станет настоящим искусством.
Программа рассчитана на 2 года обучения: состоит из основного блока,
который предназначен для работы с детьми 1- 2 годов обучения и является
базовой для ансамбля «Салам». Они взаимосвязаны между собой и каждый
последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы – 6-14 лет. При формировании групп не используется
конкурсный отбор, принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья, но в ансамбль переходят только
воспитанники талантливые и способные.
Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей
и регистрации в Навигаторе. Принимаются все желающие дети, не имеющие
медицинских противопоказаний, а также принимаются дети с ОВЗ. Группы
могут быть укомплектованы как одного возраста, так и разновозрастные.
Допускается возможность перевода обучающегося из одной группы в
другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала.
Ребенок имеет право начать учебу по программе с любого года обучения,
после соответствующего тестирования, выявляющего базовые знания и
умения по программе и индивидуальной беседы.
Допускается усложнение или упрощение материала с индивидуальным
подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых
тем на другие этапы обучения.
Программный материал выстраивается по принципу постепенного
усложнения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
обучающихся, при этом используются различные педагогические
технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным
деятельностным подходом.
Продолжительность групповых занятий 45 минут, за исключением
одновозрастной группы (6-7 лет) 1 года обучения – 30 минут.
Основными задачами на 1 год обучение является:
1. Дать учащимся первоначальные знания в области хореографического
искусства.
2. Воспитать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
3. Развить чувство ритма, музыкальный слух.
4. Развить общую физическую подготовку.
На начальном этапе изучаются характерные для национальных танцев
позиции рук и ног на середине зала, ходы по кругу, осваивается простейшая
координация, а также удобные и понятные детям движения танцев. В
процессе работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному».
Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал не только
способствовать техническим возможностям уч-ся, но и учитывать
возрастную психологию. В процессе работы применяется
дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и
способности к восприятию предлагаемого материала.

В зависимости от состава группы, педагог может увеличить и уменьшить
объем и степень технической сложности материала.
Первый год обучения предусматривает занятия по 2 часа 2 раза в неделю,
144 часа в год, за исключением одновозрастной группы (6-7 лет). Дети данного
возраста занимаются по 2 часа 3 раза в неделю. В связи с этим увеличивается
количество часов до 216 в год, за счет того, что на изучение каждой темы для
детей данной категории отводится больше часов для лучшего усвоения
программного материала.
Ожидаемый результат:
- должны знать национальности Дагестана, название движений, иметь
понятия о такте и ритме.
- должны уметь показать весь пройденный материал по разделам данного
года обучения.
Подведение итогов первого года обучения проходит в форме контрольных
уроков (4р. в год) и открытого занятия в конце учебного года.
На втором году обучения идет совершенствование полученных ЗУН.
Воспитанники уже владеют определенным запасом танцевальной техники,
первоначальной координацией движений.
Педагог должен поддерживать интерес детей к хореографии и в частности к
народным танцам. Идет знакомство детей с видами хореографии и
фольклором основных народностей Дагестана. Учащиеся осваивают не
только основные элементы той или иной народности, но и изучают их быт,
культуру, костюм.
Программа дает возможность выбрать наиболее легкоусвояемый
танцевальный текст и его варьирование. При подборе музыкального
сопровождения к каждому элементу, необходимо учитывать возрастные
особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит
освоение технически сложных элементов и поможет развитию
танцевальности и выразительности.
Для второго года обучения увеличено количество часов до 6 ч. в неделю
(216 часов в год), поскольку дети уже более подготовлены физически, а
главное могут дольше концентрировать внимание на занятии.
Ожидаемый результат:
- должны знать виды хореографии, место проживания той или иной
народности, род их занятий, элементы костюмов, названия танцевальных
элементов;

- должны уметь различить на слух музыку, исполнить весь практический
материал. Подведение итогов второго года обучения проходит в форме
контрольных срезов ЗУН и открытых занятий.

Учебно-тематический план
I год обучения
№
п/п

Кол-во часов
Содержание

1

Организационная работа

2
3

всего

теория практика

Формы
аттестации
(контроля)

6

-

6

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

Знакомство с хореографией

2

2

-

Опрос

4

Поклон

2

1

1

Наблюдение

5

Тренаж

36

4

32

6

Ходы

60

6

54

20

2

18

70

6

64

Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Контрольный
просмотр

7

Движения на середине

8

Блоки

9

Контрольные уроки

8

-

8

Культурно-досуговая деятельность

10

4

6

216

27

189

10

ИТОГО:

Содержание программы
I год обучения
1. Организационная работа – 6 ч.
2. Вводное занятие – 2 ч.
3. Знакомство с хореографией – 2 ч.
4. Поклон - 2 ч.
5. Тренаж – 36 ч.
(поз рук, поворот, боковой ход, ход назад и вперед с позициями рук).
6. Ходы - 60 ч.
- марш
- двойной шаг
- ход с позициями рук.
- одинарный
- гергебельский
- даргинский
- кубачи
- лакский
- лезгинский
7. Движения на середине -20 ч.
- ковырялки
- боковая
- прямая
- тройная
- ковырялка с выбросом
- каблучный выброс
8. Блоки - 70ч.
- лакский -12
- гасма (на носок)
- закладка, присядка с хлопками
-даргинский -8
- гасма (на каблук)
- аварский 12
- характерные повороты
- боковые передвижения
9. Контрольные уроки – 8 ч.
10. Культурно-досуговая деятельность – 10 ч.

Учебно-тематический план
I год обучения (6-7 лет)
№
п/п

Кол-во часов
Содержание

1

Организационная работа

2
3

всего

теория практика

Формы
аттестации
(контроля)

6

-

6

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

Знакомство с хореографией

2

2

-

Опрос

4

Поклон

2

1

1

Наблюдение

5

Тренаж

36

4

32

6

Ходы

60

6

54

20

2

18

70

6

64

Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Контрольный
просмотр

7

Движения на середине

8

Блоки

9

Контрольные уроки

8

-

8

Культурно-досуговая деятельность

10

4

6

216

27

189

10

ИТОГО:

Содержание программы
I год обучения
1. Организационная работа – 6 ч.
2. Вводное занятие – 2 ч.
3. Знакомство с хореографией – 2 ч.
4. Поклон - 2 ч.
5. Тренаж – 36 ч.
(поз рук, поворот, боковой ход, ход назад и вперед с позициями рук).
6. Ходы - 60 ч.
- марш
- двойной шаг
- ход с позициями рук.
- одинарный
- гергебельский
- даргинский
- кубачи
- лакский
- лезгинский
7. Движения на середине -20 ч.
- ковырялки
- боковая
- прямая
- тройная
- ковырялка с выбросом
- каблучный выброс
8. Блоки - 70ч.
- лакский -12
- гасма (на носок)
- закладка, присядка с хлопками
-даргинский -8
- гасма (на каблук)
- аварский 12
- характерные повороты
- боковые передвижения
9. Контрольные уроки – 8 ч.
10. Культурно-досуговая деятельность – 10 ч.

Учебно-тематический план
II год обучения
№
п/п

Содержание

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

2

-

2

2

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

3

Виды хореографии

2

2

-

Опрос

4

Изучение кумыкского фольклора

42

8

34

5

Изучение лакского фольклора

30

6

24

6

Изучение лезгинского фольклора

30

6

24

7

Изучение даргинского фольклора

30

6

24

8

Изучение ногайского фольклора

18

4

14

9

Изучение аварского фольклора

42

8

34

10

Контрольные уроки

6

2

4

11

Культурно-досуговая
деятельность
Итого:

12

4

8

216

48

168

Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр

Содержание программы
2 год обучения
1. Организационная работа -2 ч.
2. Вводное занятие - 2ч.
3. Виды хореографии - 2ч.
4. Изучение кумыкского фольклора - 42 ч.
- Знакомство с кумыкской народностью
- Кто такие кумыки, их проживание и культура?
- Прослушивание музыки.
- Показ костюма
- Основные элементы кумыкского фольклора:
приветствие (поклон)
ход марша
ход на полупальцах
позиция рук к кумыкскому танцу, на основе кумыкского фольклора.
свадебный ход на основе кумыкского фольклора.
5. Изучение лакского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с лакской народностью.
- Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность?
- Лакские мотивы.
- Знакомство с лакским одеянием.
- Основные элементы лакского фольклора:
лакский бегунок
гасма на носках
подскоки по 6 позиций
гасма с подскоками
повороты
ковырялка прямая и в повороте
боковая гасма с подсечкой девочкам
присядка мальчикам
6.Изучение лезгинского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с лезгинской народностью.
- Кто такие лезгины, где они проживают, чем занимаются?
- Прослушивание лезгинских мелодий и ритмов.
- Показ костюма.
- Основные элементы лезгинского фольклора:
гасма с сокращенным подъемом в воздух
гасма в повороте с прыжком
прыжки с поджатыми ногами
повороты с прыжками
гасма с выбросом ноги и т.д.
лезгинский ход

7. Изучение даргинского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с даргинской народностью
- Кто такие даргинцы, где они проживают, их работодеятельность?
- Даргинские мелодии и ритмы.
- Показ костюма.
- Основные элементы даргинского фольклора:
гасма на пятку
падебаск
падебаск в повороте
падебаск с притопом
до-за-до
повороты на месте
акушинский ход по кругу
8. Изучение ногайского фольклора- 18 ч.
- Знакомство с ногайской народностью.
- Проживание, культура.
- Прослушивание музыки.
- Показ костюма.
- Основные элементы ногайского фольклора:
основной ход по кругу
повороты
9. Изучение аварского фольклора- 42 ч.
- Знакомство с аварской народностью
- Кто такие аварцы, их проживание и работодеятельность?
- Прослушивание музыки
- Показ костюмов (их названия)
- Основные элементы аварского фольклора:
двойной шаг (движение по кругу)
задний ход (движение по кругу)
боковые передвижения
веревочка (1,2)
разновидности ковырялок
10. Контрольные уроки – 6 ч.
11. Культурно –досуговая деятельность – 12 ч.

Формы аттестации и оценочные материалы.
Контроль результативности образовательной деятельности ребѐнка
осуществляется посредством системы мониторинга, ориентированной на
задачи программы – обучение, развитие и воспитание.
Ожидаемыми результатами данной программы можно считать:
– соответствие теоретических знаний и практических умений содержанию
программы;
- качество исполнения танцевальных движений;
- развитость чувства ритма и координации движений;
- уровень владения своим телом в пространстве, соотнесения движений с
музыкой;
- проявление уверенности, отсутствие боязни при выполнении практических
заданий;
- развитие физических качеств (гибкости, ловкости и координации,
быстроты, выносливости, силы);
- умение пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным
сопровождением;
- овладение базовыми упражнениями и комбинациями классического танца;
- знание различных стилей и направлений современного танцевального
искусства
- приобретение способностей к импровизации, развитие артистизма;
- умение работать в коллективе;
Основными методами мониторинга являются – наблюдение, устный опрос,
анализ качества выполнения практических и творческих заданий, оценка
эмоционального самочувствия ребѐнка на занятии и др.
В Центре выработана единая система оценки результатов обучающихся
( низкий уровень - удовлетворительно; средний уровень - хорошо; высокий
уровень - отлично).
Результаты стартового и текущего контроля
воспитанников фиксируются в Протоколе.
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для I года обучения
– 3 раза в год (сентябрь, декабрь, апрель-май).
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для 2 и 3 годов
обучения – 2 раза в год (декабрь, апрель-май).
Формы подведения итогов: наблюдение, проведение открытых занятий,
проведение контрольных уроков.

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально- техническое оснащение
Важным условием выполнения программы является достаточный уровень
материально- технического оснащения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- обеспечение занятий музыкальным сопровождением (гармонь, барабан)
-форма и обувь для занятий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- аудио и видео материалы
- сценарии открытых занятий;
- интернет-материалы;
- видеозаписи выступлений.
- литература:
- «Мир танца» - Аванесова С.И
- «Методика преподавания народного танца» - Г.П. Гусеев.
- «Народный танец» - Т. Ткаченко.
- «Уроки характерного танца» - Н.М. Ступолкина.
- «Народная хореография» - В. Уральская.
- «Народно-сценический танец» - Т.С. Ткаченко.
- Фольклорный танец и его сценическая обработка – Заикин Н.
- Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».