Пояснительная записка Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «НеIIo» относится к культурологической направленности, уровень программы ознакомительный. В связи с ростом и укреплением международных связей нашего государства с другими странами, владение иностранным языком подрастающим поколением приобретает большое значение. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности. В настоящее время в лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой системой и приобщения к культуре англоязычного народа. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни. В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации в современном мире. Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми. Цель: развитие у детей лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством общения с культурой Великобритании. Задачи: Обучающие: освоение детьми первичных сведений об изучаемом языке; обучение пониманию; обучение говорению; научить основам грамматики; формирование позитивного отношения к языку. Развивающие: научить детей сосредоточено работать; улучшить память; развивать мышление; развивать воображение; развивать эмоциональные возможности и творческие способности детей; развивать языковые способности. Воспитательные: выработка навыков работы в коллективе; развитие интереса к изучению английского языка; формирование трудолюбия, ответственности. Программа разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области преподавания иностранного языка. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам: повышения мотивации учения; коммуникативной направленности; индивидуального подхода к детям. Для решения коммуникативных задач проводятся групповые занятия, организуются тематические беседы, игры. Понимание речи на слух тесно связано с умением говорить. Обучение детей произношению отдельных звуков, слов должно проводиться в небольших группах, что позволяет педагогу добиться правильного и четкого произношения. Групповые занятия имеют следующую структуру: Вводная часть: приветствие, организационный момент; фонетическая разминка. Основная часть: лексический материал по теме занятия; речевой материал по теме; грамматический материал; чтение стихотворений, скороговорок, рифмовок. Заключительная часть: закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций; ориентировка на следующее занятие. Занятия обычно начинаются с фонетической зарядки (5-6 минут), которая помогает настроить органы речи на произношение английских звуков, слов, фраз. Их отработка происходит путем повторения (хором и индивидуально) за преподавателем. Работа над звуковой культурой речи идет на протяжении всего занятия, не ограничиваясь фонетической зарядкой, при этом используется следующий игровой прием: многие звуки в сознании ребенка связываются со сказочными образами или знакомыми животными. Важным этапом во время занятия является формирование словарного запаса из наиболее часто встречающихся в языке слов, легко сочетающихся с другими словами. Активизация лексики, усвоенной на предыдущих занятиях, проводится обычно после фонетической зарядки. В зависимости от содержания материала она проходит в форме ответов на вопросы преподавателя, игр, работы с картинами, что способствует приобретению навыков использования лексики в речевой деятельности. Введение новой лексики проводится после закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях. Для знакомства с глаголами наиболее приемлемы подвижные игры. Работа по овладению основами грамматики предусматривает выполнением разнообразных коммуникативных упражнений, сюжетно-ролевых игр. Чтобы повысить интерес детей к изучению английского языка, заучиваем наизусть стихи, песни, считалки и т.д., что, помимо расширения словарного запаса, позволяет детям сменить вид деятельности. Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала. К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо посредством тестов. Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике. Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения предусматривает занятия 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в учебном году). Второй год обучения предусматривает занятия 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в учебном году). Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-11 лет. Принимаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний, а также принимаются дети с ОВЗ (нарушение опорнодвигательного аппарата). Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и регистрации в Навигаторе. Группы укомплектовываются одновозрастные. Допускается возможность перевода обучающегося из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала. Ребенок имеет право начать учебу по программе с любого года обучения, после соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной беседы. Ожидаемые результаты и способы их проверки По окончании 1-го года обучения дети должны: правильно произносить большинство звуков английского языка; знать и активно использовать в речи по 10 слов основных базовых тем программы: отвечать на вопросы о себе, об игрушке, о животном; уметь здороваться, благодарить, прощаться; воспроизводить знакомые стихи, рифмовки; знать алфавит. По окончании 2-го года обучения дети должны; знать и активно использовать в речи по 10-15 слов основных тем программы; уметь самостоятельно строить простые предложения, отвечать на вопросы; употреблять в речи притяжательные местоимения, предлоги, артикли; знать и уметь читать знаки транскрипции; читать простые предложения; переводить несложные тексты. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (4 часа в неделю) Тема Количество часов Формы Всего Теория Практик аттестациии 1п Организационная работа. 8 а 8 2/ Вводное занятие. 2 2 3п Изучение алфавита. 22 10 12 Диктант. Тесты. Название букв. Понятие «буква-звук». Песня «ABC». Звуки английского языка. Согласные звуки. Степень долготы гласных звуков, ударение в словах. № 4 «Игрушки». Существительные по теме. Размеры игрушек. Одежда игрушек. Основные глаголы (носить, снять, дать, взять, сесть, показать и т.д.). 16 6 10 Устный опрос. Контроль чтения 5 «Звери». Названия животных. Дикие и домашние животные. Характеристики животных: цвет, размер, количество лап, ушей и т.д. Действия животных. Модели предложений. 10 4 6 Диктант. Устный опрос 6 «Семья». Члены семьи (мама, папа, бабушка, брат и т.п.). Рассказ о составе семьи, о родственниках. 14 6 8 Реферат. Проект. 7 «Части тела». Название частей тела. Комплексы разминки. Рассказ «Описание лица». Ответы на вопросы: «Сколько рук, глаз, ног и т.д.». 14 6 8 Диктант. Тесты. 8 «Моя комната». Название комнат, частей дома, квартиры. Предметы мебели, место расположения. Прилагательные и сочетание их с существительными. Рассказ «Здесь я живу». 10 4 6 Контрольная работа. Тесты. 9 «Мой день». Распорядок дня. Любимое занятие. Рассказыописания по картинкам. Действия в течение дня. 10 4 6 Устный опрос. 10 Изучение транскрипции. Краткие гласные фонемы, долгие фонемы. Фрикативные согласные. Распознавание звука на слух. 11 Грамматика. Повелительное наклонение. Повествовательные и вопросительные предложения. Сочетание «прилагательное + существительное». 12 4 8 Диктант. 16 6 10 12 Контрольные уроки 4 - 4 13 Культурно-досуговая деятельность 6 4 2 144 56 88 Итого Контрольная работа. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения (4 часа в неделю) 1.Организационная работа – 8 ч. Набор детей. 2.Вводное занятие- 2 часа Теория: Техника безопасности. Знакомство с программой и режимом работы. 3.Изучение алфавита – 22 часа Теория - 10 часов. Повторение букв и звуков. Открытый и закрытый слог. Практика – 12 часов. Выполнение упражнений на закрепление. Контроль навыка чтения и письма. 4.Игрушки – 16 часов Теория – 6 часов. Знакомство с новой лексикой. Путешествие в страну игрушек. Назвать игрушки. Практика –10 часов. Введение структуры My favorite toy is….., Дети рассказывают о своей любимой игрушке. Разыграть диалоги по теме. «What is your favorite toy? My favorite toy is a car. It is yellow.Размер игрушек. Одежда игрушек. Основные глаголы ( носить, снять, дать, взять, сесть, показать). 5.Звери – 10 часов Теория – 4 часа. Названия животных. Дикие и домашние животные. Rabbit, cat, dog, parrot, tiger, elephant….Характеристики животных: цвет, размер, количество лап, ушей и т. д. Действия животных. Практика – 6 часов. Диктант по теме. Выполнение упражнений на закрепление лексики. Контроль навыка чтения, контроль навыка письма. 6. Семья –14 часов Теория – 6 часов. Введение лексики по теме. Члены семьи :mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather. Практика – 8 часов. Диктант на лексику. Выполнение упражнений на закрепление темы. Игра расскажи о себе. Использование структуры I have got.. Поем вместе о семье. 7.Части тела – 14 часов Теория – 6 часов. Введение лексики по теме. Названия частей тела. Комплексные разминки. Практика – 8 часов. Выполнение упражнений на закрепление лексики. Рассказ « Описание лица». Ответы на вопросы: «Сколько рук, сколько ног, сколько глаз». 8. Моя комната – 10 часов Теория –4 часа Знакомство с лексикой по теме. Название комнат, частей дома, квартиры. Предметы мебели, месторасположения. Прилагательные и их сочетание с существительными. Практика -6 часов Употребление вопросительной структуры What is it? I sit abed room. I sit abed room? Отработка лексики в устной и письменной форме. Работа в парах, диалоги. 9. Мой день – 10 часов Теория – 4 часа Знакомство с лексикой по теме. Распорядок дня. Любимое занятие. Закрепление глаголов действия. Практика – 6 часов Контроль навыка письма. Закрепление лексики. Выполнение заданий на закрепление. Вопросно-ответная форма работы. Диалоги. Рассказ- описание по картинкам. Описать действия в течение дня. 10. Изучение транскрипции – 12 часов Теория – 4 часа Долгие и краткие гласные. Открытый и закрытый слоги. Гласные и согласные звуки. Практика – 8 часов Распознавание звука на слух. Выполнение упражнений на закрепление транскрипции. Контроль навыка письма и чтения. 11. Грамматика – 16 часов Теория- 6 часов Времена глагола: Present Simple, Present Continuous, Past Simple. Практика – 10 часов Притяжательный падеж, простое настоящее и прошедшее время. Повествовательные и вопросительные предложения. Контроль навыка письма. Сочетания прилагательное + существительное. 12.Контрольные работы – 4 часа 13. Культурно – досуговая деятельность - 6 часов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го года обучения (6 часов в неделю) № 1 п 2/ 3п 4 Тема Организационная работа Вводное занятие Повторение алфавита «Одежда» Названия предметов одежды, сочетание этих названий с цветом. Описание одежды своей, товарищей или по картине. Магазины. Обсуждение темы в парах. Тесты. Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации 26 6 20 Поиск ответов «Сервировка стола» 1п Организационная работа 2 2 Название посуды. Сервировка стола. Предлоги и на вопросы. 2/ Вводное занятие 2 2 место. Составление меню. Этикет за столом. Заказ Рефераты. 3п Повторение алфавита 6 2 4 тесты блюд. 4 «Одежда» 26 6 20 Диктант на 26 6 20 Выполнение «Город» лексику. Адрес. Названия городов и улиц. Описание упражнений на Названия предметов одежды, сочетание Тесты. города. города. закрепление. этихКарта названий с цветом. Описание одежды своей, товарищей или по картине. Магазины 26 16 10 Диктант. «Транспорт» 5 «Еда» 26 6 20 Выполнение Обсуждение Виды транспорта. Их описание. одежды, покупка одежды. Глаголы передвижения. Объяснение маршрута. Движение темы в тестов устно. Названия продуктов. Речевой этикет при по улице. парах.Тесты. посещениирынка, магазина. Рецепты 26 16 10 Диктант на «Временя года» 6 «Сервировка стола» 26 6 20лексику. Поиск ответов приготовления блюд. Стихотворения по теме. Природные явления. Времена года, месяцы. на вопросы. Отличия и характеристика каждого времени года. Тесты. Название посуды. Сервировка стола. Предлоги и Рефераты. 10 10 Чтение и Изучение место.транскрипции Составление меню. Этикет за столом. Заказ 20 Подбор слов с определенным звуком. Дифтонги и перевод 7 блюд. «Город» 26 6 20 Выполнение трифтонги. Степень долготы гласных звуков. текста. упражнений на Ударение словах. городов и улиц. Описание Адрес.в Названия закрепление. 20 10 10 Выполнение Грамматика Карта города. 8 города. «Транспорт» 26 16 10 Диктант. Модальные глаголы. Общие и специальные упражнений на Выполнение вопросы. времени. РечевыеГлаголы закрепление ВидыПредлоги транспорта. Их описание. тестов устно. конструкции. грамматики. передвижения. Объяснение маршрута. Движение улице. уроки 9 по «Временя года» 10 Диктант на 4 26 - 16 4 Контрольные лексику.Тесты. Природные явления. Времена года, месяцы. Отличия и характеристика каждого времени года. 6 4 Культурно-досуговая деятельность 10 Изучение транскрипции 20 2 10 10 Чтение и перевод Подбор слов с определенным звуком. Дифтонги и216 82 134 Итого текста. трифтонги. Степень долготы гласных звуков. 11 Грамматика 20 10 10 Выполнение Ударение в словах. упражнений на Модальные глаголы. Общие и специальные закрепление вопросы. Предлоги времени. Речевые грамматики. конструкции. работы 12 Контрольные 4 4 5 «Еда» Названия продуктов. Речевой этикет при посещении рынка, магазина. Рецепты № Тема приготовления блюд. Стихотворения по теме. 6 7 8 9 10 11 12 13 Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации 2 2 2 2 6 2 4 тесты 26 6 20 Диктант на лексику. Тесты. 26 6 20 Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения (6 часов в неделю) 1.Организационная работа –2 часа. 2.Вводное занятие- 2 часа. Теория: Техника безопасности. Знакомство с программой и режимом работы. 3.Повторение алфавита - 6часов. Теория: -2часа. Алфавит, название букв и звуков. Учим буквы со стихами. Усваиваем понятие буква – звук. Определяем, как чаще всего в словах звучит та или иная буква. Практика: -4 часа. Разучиваем песни АВС (алфавит) Игры: где спрятался звук, назови букву. 4. ОДЕЖДА -26 часов. Теория-6 часов. Дети знакомятся с новой лексикой названий предметов одежды; blouse, skirt, shoest-shirt сочетают эти названия с цветом. Практика-20 часов. Каждый учащийся описывает то, во что он одет и одеты его товарищи (Shehasgot…. Hehasgot….) Рисуем одежду и называем цвет. 5. ЕДА -26 часов. Теория- 6 часов. Дети знакомятся с лексикой по теме продукты; bread, butter, milk, sugar, honey, meat, fish, porridge. Практика – 20 часов. Игра в магазин, отправляемся за покупками. Рассказать о себе: Что я люблю …… 6.Сервировка стола - 26 часов. Теория-6 часов. Лексика: название посуды. Лексика по этикету. Составление меню. Практика – 20 часов. Диалоги. Работа в парах. Заказ блюд. Предлоги места. 7.Город - 26 часов. Теория -6 часов. Изучение лексики по теме; shop, post, office, bank, airport, Police, station, hospital, park. Предлоги места: to the right, to the left, straight, ahead. Практика - 20 часов. Ориентирование по плану города. Составление диалогов по схеме. Употребление лексики в тексте 8.Транспорт - 26 часов. Теория – 6 часов. Введение лексики по теме. Вопросительные предложения Предлоги места. Car, ship, bus, plane, trine, boat. Практика - 20 часов. Составление предложений, контроль навыка чтения, аудирование, работа в парах. 9.Времена года- 26 часов. Теория – 6 часов. Лексика по теме: spring, summer, autumn, month, January, February, March, Природные явления. Характеристики и отличия каждого времени года Практика – 20 часов. Использование введенной лексики в речи и письме. Умение составлять рассказ по теме. Составление вопросительных и отрицательных предложений. 10. Изучение транскрипции – 20 часов. Теория – 6 часов. Повторение звуков, закрепление транскрипции Практика – 14часов. Подбор слов с определенным звуком. Дифтонги и трифтоги. Степень долготы гласных 11.Грамматика – 20 часов. Теория – 10 часов. Модальные глаголы. Общие и специальные вопросы. Предлоги времени. Речевые конструкции. Практика – 10 часов. Составление предложений, чтение текста, работа в парах, вопросительные и отрицательные предложения. 12.Контрольные работы – 4 часа 13.Культурно – досуговая деятельность – 6 часов. Формы аттестации и оценочные материалы. В системе обучения детей английскому языку большая роль отводится контролю за усвоением знаний учащимися, определению результативности и выбору методов определения результатов. В программе предусмотрены три основные формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроль, а также стартовая диагностика (она включает в себя оценку исходного начального уровня знаний воспитанников 1го года обучения при поступлении в творческое объединение). В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Контроль осуществляется во время игр (дидактических, сюжетных), в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях. Фонетический материал контролируется в процессе фонетических разминок, произнесения скороговорок. Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятии, в выполнении специальных упражнений на карточках. В процессе текущего контроля результатом могут быть стихи, рифмовки, сценки. Навыки чтения, в том числе правила слогоделения и чтения, знание транскрипции и чтение по ней. Промежуточный контроль предполагает определение результатов усвоения программы за полугодие, год (тесты, контрольные работы). Данный вид контроля осуществляется за полугодие в декабре, за год – в апреле. Одним из способов определения результативности является тестирование. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть проблемы в знаниях и индивидуально подойти к возможностям компенсации пропущенных тем. Итоговый контроль осуществляется в конце 2 года обучения для определения результатов усвоения программы «HELLO». Программа итоговой аттестации по программе дополнительного образования представлена в таблицах. 1 год обучения Максимальный Средний Минимальный Уровни обучения Теоретическая подготовка ребенка Знать алфавит. Знать 5-6 слов по основным темам программы. Песня «ABC». Знать числительные. Практическая подготовка ребенка Писать буквы. Уметь использовать слова по основным темам программы в предложениях и в речи. Уметь приветствовать, используя маленькие речевые конструкции (формы обращения). Знать вопросительные обороты. Знать личные местоимения 1-го лица. Стихотворение «Lets...». Знать гласные фонемы. Знать 710 слов по основным базовым темам программы. Уметь задавать и отвечать на вопросы. использовать считать отУметь 1 до 10. личные местоимения 1-го лица в предложении. Уметь здороваться, благодарить, прощаться. Уметь распознать звуки на слух. Знать личные местоимения 2-го и 3-го лица. Знать транскрипции букв. Знать вопросительное предложение «Сколько времени?». Знать сочетание «прилагательное + существительное». Знать стихотворение «Happy Father», «I can see». Знать больше 10 слов по основным базовым темам программы. Уметь использовать личные местоимения в речи. Строить диалоги. Составлять рассказ о себе, игрушке. Уметь проводить 1-2 физминутки. Уметь читать по транскрипции. Уметь использовать слова е конструкции «прилагательное + существительное». 2 год обучения Максимальный Средний Минимальный Уровни Теоретическая подготовка обучения ребенка Практическая подготовка ребенка Знать 7-10 слов по основным Писать буквы. Уметь базовым темам программы. Знать использовать слова по основным 1 и более стихотворения. темам программы в предложениях и в речи. Читать простые предложения. Составлять и переводить простые предложения. Уметь задавать и отвечать на вопросы. Знать личные местоимения. Знать Строить диалоги. Составлять транскрипции букв. Знать больше рассказ по основным темам 10 слов по основным базовым программы. Уметь писать темам программы. Знать 2 и более числительные до 10. Читать стихотворения. небольшие тексты. Знать больше 15 слов по Уметь различать в предложениях основным базовым темам виды артикля. Уметь составлять программы. Знать 4 и более рассказ с безличными стихотворения. Знать основные предложениями (письменно и правила, связанные с артиклями. устно). Уметь писать числительные до 20. Уметь задавать и отвечать на специальные вопросы. Читать тексты. Организационно-педагогические условия реализации программы. Материально-технические условия реализации программы: 1. Наличие специального кабинета . 4. Компьютер. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы: - аудио и видео материалы по английскому языку - интернет-ресурсы Литература: - И.Н. Верещагина, Т.А. Притыгина «Английский язык (1;2;3;4 класс)»; - И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская «Английский для младших школьников»; - Т.В.Земченкова: «Английский для дошкольников»; - Г.Н. Лебедева: «Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе»; - Е.А. Барашкова «Грамматика английского языка»; - В.Г. Миронова «Открытые уроки и праздники на английском языке»; - М.Д. Астафьева «Праздники для детей, изучающих английский язык»; - М.Д. Астафьева «Игры для детей, изучающих английский язык»; - С.Е. Полякова, Н.И. Рыжих «Английский язык 365 дней в году».