Программа Национальные танцы Тарки-Тау

Пояснительная записка

Образовательная
программа «Национальные танцы»
является
дополнительной общеразвивающей, имеет
художественно-эстетическую
направленность.
Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время
со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области
хореографии, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Хореография - это прекрасная возможность раскрыть внутренний богатый
потенциал любого ребѐнка и чем раньше он приобщается к миру танца, тем больше
возможностей развить его художественные способности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Национальные
танцы» определена тем, что занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное
пластическое развитие. Приобщение детей к искусству танца является
дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их
здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности,
разрядки умственного и психологического напряжения. Занятия хореографией
развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их в
дружный коллектив, способствуют росту их общей культуры.
Танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей,
поэтому он отвечает характеру, духу того народа, у которого он
зародился. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество.
Многонациональный Дагестан веками создавал и совершенствовал свою
культуру, сохранив свой местный колорит. Танец имеет огромное значение, как
средство воспитания национального самосознания.
Образовательная программа «Национальные танцы» является модифицированной.
Главная цель педагога заключается в приобщении детей к национальным танцам,
в возрождении национальных и культурных традиций Дагестана, в развитии
творческих способностей учащихся, их индивидуальности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 Образовательные:
o обучение знаниям, умениям, навыкам по предмету «хореография»;
o оценка уровня знаний;
o приобщение к творческой деятельности.
 Воспитательные:
o работа над формированием мировоззрения;

воспитание навыков самостоятельной работы;
o работа над формированием коллектива;
o выработка приемов логического мышления.
 Развивающие:
o развитие необходимых двигательных навыков;
o повышение функциональных возможностей внутренних органов и
систем;
o развитие музыкального слуха и чувства ритма.
Умение танцевать, также как и всякое умение, приобретается постепенно.
Учиться танцевать надо с детства, когда восприимчивость острее, а тело
податливее.
Программа предназначена для детей, желающих приобщиться к
национальному танцу, научиться двигаться увереннее и улучшить свою
физическую форму. Возраст детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы – 6-14 лет. Прием детей осуществляется на
основании письменного заявления родителей и регистрации в Навигаторе.
Принимаются все желающие дети, не имеющие медицинских противопоказаний, а
также принимаются дети с ОВЗ. Группы могут быть укомплектованы как одного
возраста, так и разновозрастные. Допускается возможность перевода
обучающегося из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения
программного материала. Ребенок имеет право начать учебу по программе с
любого года обучения, после соответствующего возрасту тестирования и
индивидуальной беседы.
Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения.
Первый год /144ч./обучения предусматривает развитие общей физической
подготовки, развитие танцевальных данных: выворотность, гибкость, прыжок, шаг,
устойчивость и координацию, изучение танцевальных элементов, развитие
ритмичности, музыкальности, эмоциональной выразительности, создание
психологического климата.
Одним из факторов работы на начальном этапе обучения является
использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их
сочетаний. Важную роль в повышении результативности усвоения программного
материала, играет правильно выбранная методика преподавания.
Система обучения национальным танцам включают в себя занятия с
отдельными группами, индивидуальное обучение, наставнический метод
обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемый результат
Воспитанники могут начинать и прекращать движения одновременно с началом и
окончанием музыкального эпизода, на слух различать темп музыки, изменять темп
движения в зависимости от темпа музыки, освоили все позиции рук, маршевое
o

движение, повороты, ковырялки, растяжки, ходы и композиции, предусмотренные
программой. Учащиеся свободно контактируют с педагогом, адекватно реагируют
на его замечания или похвалу. Воспитанники легко общаются, приучены к
дисциплине и порядку.
Формы подведения итогов – контрольные уроки, открытые занятия.
На втором году /216 ч./обучения продолжается работа по развитию слуха,
чувства ритма, координации движений, воспитанию любви к искусству танца.
Для освоения танцев, включенных в программу, следует предварительно
разучить основные движения, на которых построен танец или иная композиция –
это в свою очередь повышает общую танцевальную подготовку и навыки
учащихся.
На каждом уроке разучиваются и повторяются все движения, элементы танцев и
композиций, предполагаются занятия по совершенствованию исполнительского
мастерства, изучению репертуара,
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Ожидаемый результат
Воспитанники двигаются в соответствии с характером и темпом музыки,
самостоятельно исполняют все изученные этюды и композиции, танцы,
предусмотренные программой. Проводят урок самостоятельно без подсказок и
замечаний педагога.
У учащихся адекватная и быстрая реакция на слова педагога, хорошая
двигательная память, укреплены мышцы корпуса, рук, ног, формируется
правильная осанка.
Группа стала дружной, сплоченной, развивается чувство взаимовыручки,
формируются азы общей и сценической культуры, на занятия приходят вовремя,
опрятно, имеют форму установленного образца.
Формы подведения итогов.
Контрольные уроки, открытые занятия, срезы знаний – 2 раза в год.
Третий год / 216 ч./ предполагает специализированные занятия по
совершенствованию исполнительского мастерства и изучению нового репертуара.
Перед изучением национальных танцевальных элементов, учащиеся знакомятся
с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан
разучиваемый танец, проводятся беседы о характерных особенностях
национального танца, коллективные просмотры выступлений профессиональных
танцев известных ансамблей, с объяснением особенностей национальных
костюмов, в которых исполняется танец.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Ожидаемый результат
Умение учащихся грациозно и органично двигаться, соотносить свои движения
с услышанной музыкой.

Проводят урок самостоятельно без подсказок и замечаний педагога, хорошая
двигательная память, укреплены мышцы корпуса, рук, ног, сформирована
правильная осанка. Без помощи взрослых и руководителя надевают
национальный костюм, ориентируются на сцене.
У воспитанников выработана адекватная и быстрая реакция на слова педагога.
Группа представляет собой дружный сформированный ансамбль танца, где
развито чувство взаимовыручки, сформированы азы общей и сценической
культуры.
Формы подведения итогов
Контрольные уроки, открытые занятия, мастер-классы, концертные
выступления, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Занятия по хореографии не могут существовать без музыки – это аксиома
успеха танцевального искусства. Хореографическое искусство многогранно, оно
складывается из некоторого количества составляющих - движений, пластики,
музыки, внутреннего состояния души и много того, что делает его целостным.
Одной из самых важных частей танцевального искусства является музыка. Именно
ей отведена ключевая роль в жизни танца. Музыка создает настроение и
атмосферу, задает ритм и контролирует такт, диктует движения. Музыкальное
развитие помогает ребенку более полно отдаваться движениям, жить на сцене
согласно драматургии танца, способствует формированию творческой личности и
раскрытию хореографического таланта. Музыкальное сопровождение учит детей
двигаться под музыку на начальном этапе обучения, помогает им обрести
хореографические навыки. Без этого ни один ребенок не сможет участвовать в
постановочной деятельности. Поэтому роль концертмейстеров (барабанщика и
гармониста) неоценима, как на обычном занятии по хореографии, так и на
постановочном.
Необходимо, чтобы для постановки танца использовалась живая музыка (барабан
и гармонь), дети чутко откликаются на ее звучание. Живая музыка учит детей не
только слышать, но и чувствовать ее. Концертмейстер помогает хореографу в
работе с детьми, развивая музыкальные задатки и способности, которые являются
неотъемлемой частью танца. Музыка и движение должны быть неразрывны, ведь
музыка – это сердце и душа танца. Даже самое дорогое техническое устройство не
заменит человеческого общения, той искры, которая возникает при сотрудничестве
детей и концертмейстера. Музыка оживляет, дополняет хореографию. Без нее
танец будет сухим, голым и неживым. Музыкальное сопровождение поможет
вдохнуть в него жизнь, сделать его прекрасным, востребованным и понятным. Без
мелодичного союза танец будет скучным, неинтересным, напоминая собой занятия
по неизвестному виду спорта. Лишь с музыкой он станет настоящим искусством.

Учебно-тематический план
1 год обучения
Содержание и виды
занятий

№

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационное занятие

8

-

8

2

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

3

Традиции и культура Дагестана

2

2

-

Опрос

4

2

2

-

Опрос

5

Культура поведения на
занятиях и концертах
Поклон

4

1

3

Наблюдение

6

Позиции рук

4

1

3

7

Маршевый шаг

6

1

5

Анализ качества
исполнения
Наблюдение

8

Повороты

12

2

1

9

Ходы

32

2

30

10

Ковырялки

16

2

14

11

Выброс

12

1

11

12

Композиции

30

2

28

13

Культурно-досуговая
деятельность
Итоговые занятия

10

2

8

4

1

3

144

21

123

14

Всего

Контрольный
просмотр
Технический
зачет
Контрольный
просмотр
Анализ качества
исполнения
Технический
зачет
Наблюдение
Контрольный
урок

Содержание курса
1. Организационная работа – 8ч.
2. Вводное занятие -2 ч.
Знакомство с программой творческого объединения с расписанием, выбор актива,
беседа по технике безопасности.
3. Традиции и культура Дагестана – 2 часа (беседа)
4. Культура поведения на занятиях, концертах – 2 часа.
Ознакомление детей с правилами поведения в творческом объединении по
отношению друг к другу, к преподавателю.
5. Поклон – 4 часа.
- Постановка корпуса
- Постановка головы
- Постановка ног
- Постановка рук
6. Позиции рук – 4 часа.
- 1,2,3 позиции рук
- 4,5,6 позиции рук
7. Маршевый шаг – 6 часов.
- Движение ритмики
- Одинарный шаг на середине зала
- Шаги по кругу
8. Повороты – 12 часов.
- Повороты с 1-2 поз. рук в 4 точки по одному переступанию
- Повороты с 3-4 поз. рук в 4 точки по одному переступанию
- Повороты с 1-2 поз. рук в 4 точки по два переступания
- Повороты с 3-4 поз. рук в 4 точки по два переступания
9. Ходы – 32 часа.
- Кумыкский одинарный
- Двойной шаг
- Даргинский шаг
- Аварский шаг
- Лакский шаг
- Лезгинский шаг
- Чеченский шаг
- Русский шаг

10. Ковырялка – 16 часов.
- Ковырялка (пятка-носок)
- Ковырялка с выбросом
- Ковырялка с притопом
- Ковырялка прямая
11. Выброс -12 часов.
- Выброс пятки
- Двойной выброс
- Выброс-растяжка
- Выброс в повороте
12. Композиции - 30 часов
Кумыкский - 6 часов
- ход на полупальцах
- позиции рук кумыкского танца
- свадебный шаг
Даргинский – 6 часов
- акушинский шаг
- подебаск
- гасма
Аварский – 6 часов
- гергебельский шаг
- аварская ковырялка
- паровозик
Лакский – 6 часов.
- лакская подбивка
- лакская кавырялка
- боковая гасма с подсечкой
Лезгинский – 6 часов.
- лезгинская подбивка
- гасма с сокращенным подъемом в воздухе
13. Культурно-досуговая деятельность – 10 часов
14. Итоговые занятия - 4 часа

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Содержание и виды
занятий

Количество часов

1

Организационная работа

3

-

практи
ка
3

2

Вводное занятие

3

3

-

опрос

3

Повтор пройденного материала

12

-

12

наблюдение

4

Этюды

51

9

42

зачет

5

Постановочная работа

90

12

78

6

Репетиционная работа

33

-

33

7

Культурно-досуговая
деятельность

18

3

15

Контрольный
просмотр
Анализ качества
исполнения
Наблюдение

8

Итоговые занятия

6

3

3

Контрольный урок

216

30

186

Всего

всего

теория

Формы аттестации
(контроля)

Содержание курса

1. Организационная работа – 3 ч.
2. Вводное занятие -3 ч.
Знакомство с программой творческого объединения с расписанием, выбор
актива,беседа по технике безопасности.
3. Повтор пройденного материала -12ч.
- Повороты
- Ковырялка
- Выброс
- Растяжка
- Ходы
4. Этюды – 51 ч.
Лакский этюд -12час.
- Разбор этюда
- Лакский бегунок
- Лакская подбивка
- Ковырялка боковая
- Сольные куски
- Финал
Лезгинский этюд – 9ч.
- Разбор этюда
- Лезгинская подбивка
- Гасма с сокращенным подъемом в воздухе
- Сольные куски
- Финал
Даргинский этюд – 9 ч.
- Разбор этюда
- Акушинский шаг
- Подыбаск
- Сольные куски
- Финал
Аварский этюд -12 ч.
- Разбор этюда
- Гергебильский шаг
- Аварская ковырялка
- Паровозик
- Задний ход
- Сольные куски
- Финал

Кумыкский этюд – 9 ч.
- Разбор этюда
- Ход на полупальцах
- Позиции рук
- Свадебный шаг
- Сольные куски
- Финал
5. Постановочная работа – 90 ч.
- Лакский танец (48ч.)
- Лезгинский танец (42 ч.)
6. Репетиционная работа – 33 ч.
- Лакский танец (18ч.)
- Лезгинский танец (15 ч.)
7. Культурно-досуговая деятельность – 18 ч.
8. Итоговые занятия -6ч.

Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Содержание и виды
занятий

Количество часов
Формы аттестации
(контроля)
всего
теория
практика

1

Организационная работа

3

-

3

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Повтор пройденного
материала

33

3

30

Наблюдение

3.

Постановочная работа

72

12

60

4.

Репетиционная работа

81

-

81

5.

Культурно-досуговая
деятельность
Итоговые занятия

18

3

15

Контрольный
просмотр
Анализ качества
исполнения
Наблюдение

6

3

3

Контрольный урок

Всего

216

24

192

6.

Опрос

Содержание курса

1. Организационная работа – 3 часа
2. Вводное занятие – 3 часа.
Знакомство с программой творческого объединения с расписанием, выбор актива,
беседа по технике безопасности.
3. Повтор пройденного материала – 33 часа.
- Этюды
- Композиции
- Основные ходы
4. Постановочная работа – 72 часов.
- Кумыкский танец
- Даргинский танец
- Парная лезгинка
5. Репетиционная работа – 81часов.
6. Культурно-досуговая деятельность – 18 часов.
7. Итоговые занятия – 6 часов.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом
педагогического процесса. Любая оценочная деятельность исходит из потребности
получить информацию о том, насколько эффективно проходит взаимодействие
педагогов с детьми в ходе образовательного процесса.
Оценка выступает как система разнообразных форм, методов оценивания
результатов образовательного процесса. При этом оценивание может
осуществляться как в виде количественного показателя (баллы, отметка, уровень),
так и в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и
результатах работы, эмоциональная реакция).
Основными видами аттестации в ЦДТ являются:
Предварительная (стартовая) аттестация. Она включает в себя оценку
исходного начального уровня знаний воспитанников перед началом
образовательного процесса по программе, выявление индивидуального уровня
каждого воспитанника (проводится с обучающимися 1-го года обучения при
поступлении в творческое объединение).
Промежуточная аттестация. Включает в себя оценку качества усвоения
учащимися содержания образовательной программы в середине и конце учебного
года.
Итоговая аттестация. Включает в себя оценку уровня достижений
обучающегося по завершении всего образовательного процесса.
Промежуточная и итоговая аттестация проходят ежегодно.
В Центре выработана единая система оценки результатов обучающихся.
Степень освоения программного материала обучающимися оценивается уровнями:
Низкий уровень (удовлетворительно) – воспитанник не проявляет устойчивого
интереса к занятиям, занимается нестабильно и не в полной мере выполняет
требования образовательной программы (менее 50% выполнения программы).
Средний уровень (хорошо) – воспитанник проявляет устойчивый интерес к
занятиям, стабильно занимается, выполняет требования образовательной
программы (от 50-70% выполнения программы).
Высокий уровень (отлично) – воспитанник проявляет ярко выраженные
способности к занятиям, стабильно занимается, выполняет образовательную
программу, принимает участие в конкурсах (более 70% выполнения программы).
Результаты фиксируются в протоколе.
Но оценивание предполагает не только констатацию конечного результата
обучения, но и постоянно сопровождает образовательный процесс.
Оценка качества реализации программы по национальному танцу включает
также текущий контроль. В качестве средств текущего контроля успеваемости
используются наблюдение, устный опрос, анализ качества выполнения

практических заданий, технические зачеты, контрольные просмотры. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока.
Контрольный урок проходит в виде практического показа пройденного учебного
материала.
Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах, на
которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных
мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах
различного уровня (городского, регионального и т.д.). Выступления детей на
концертах, в конкурсах и фестивалях выявляют степень овладения содержанием
программы и позволяют занимающимся приобретать разнообразный сценический
опыт.
Материально- техническое оснащение
Важным условием выполнения программы является достаточный уровень
материально- технического оснащения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками;
- живое инструментальное (барабан, гармонь) сопровождение;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- актовый зал для проведения открытых занятий;
- музыкальный центр;
- проектор, экран;
-форма и обувь для занятий;
- костюмы для выступлений.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- аудио и видео материалы
- сценарии открытых занятий;
- интернет-материалы;
- видеозаписи выступлений, концертов.
- литература:
«Учите детей танцевать» Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.
Бюллетень № 4 2009 года В.А. Кирмасов.
Энциклопедия танцев «Музыка и движения» - Т.П. Ломова.
«От А до Я» - Л. Проценков;
«Искусство балетмейстера» - И.В. Смирнова;
«Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».