Программа Умелые руки

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В древней Руси от матери к дочери передавались маленькие секреты
рукоделия: как намотать на веретено пряжу, чтобы не порвать нить, что
использовать для покраски пряжи и так далее. Но, к великому сожалению,
многие секреты потерялись. Если Вы поедете к бабушке в деревню, и
присмотритесь в убранство ее дома, то поймете, что рукоделие никуда не
делось - оно также живет и радует глаз, как в старину.
Современные
промышленные
предприятия
выпускают
вязаную
продукцию, которая создаѐтся быстро, недорогая и качественная, но она
постепенно превратилась в будничную, утратив свою индивидуальность. В
связи с этим спрос на ручную работу возрос. Она позволяет обогащать
гардероб детей, женщин и мужчин оригинальными изделиями, узоры которых
не возможно и по сей день воспроизвести ни одной вязальной машиной.
Популярность приобрели вязанные крючком комплекты одежды, ажурные
занавески, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и лѐгкие
покрывальца. Изделия ручной вязки часто используются известными
модными дизайнерами и брендами при выпуске новых коллекций.
Прежде всего, вязание - это творческая работа, к тому же работа
приятная и совсем неутомительная. В процессе вязания проявляются
способности человека, его вкус. Здесь творческий человек приближается в
полном смысле этого слова к художнику. Процесс вязания не только отгоняет
мрачные мысли, но и способствует хорошему настроению. Ведь результат
труда - красиво связанная вещь - приносит полное удовлетворение.
Крючком можно связать огромное количество узоров, поделок, игрушек
из пряжи любого вида. Вязание забавных игрушек отвлекает от суеты и
вечной спешки, успокаивает и помогает снимать стресс. И, несомненно, это
идеальный подарок, ведь он сделан своими руками.
Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Она способствует не только
привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков,
но и способствует развитию личностного и творческого потенциала учащихся
посредством декоративно-прикладной деятельности.
В ходе работы у учащиеся развивается эстетический вкус, формируется

3

представление о декоративно-прикладном искусстве, а именно, о вязание
крючком. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе
материал, развивают художественный вкус, природные задатки, творческий
потенциал, специальные способности. У учащихся начальных классов еще
недостаточно развита мускулатура и мелкая моторика рук, нет необходимой
координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства
требуют от педагога, использовать индивидуальный подход. На
теоретическую часть занятия отводиться меньше времени, чем на
практические действия. Использование схем и других видов изобразительной
наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу,
позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, а
педагогу
иметь
большую
возможность
оказать
помощь
менее
подготовленным учащимся. Изготовление изделий необходимо строить на
различном уровне трудности: по образцу, простейшей схеме, рисунку, по
собственному замыслу учащегося с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей. В программу включаются темы бесед, рассказов,
расширяющих кругозор детей. Творческое развитие учащихся осуществляется
через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства,
традициями разных народов, образцами дизайнерских разработок.
Изготовление своими руками красивых игрушек и нужных вещей из пряжи
вызывают повышенный интерес к работе, и приносит удовлетворение
результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как
индивидуально, так и коллективно. Программа строится на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей
младшего и среднего школьного возраста.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских
работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
построена по принципу доступности изложения материала, то есть
осуществляется постепенный переход от простого к сложному. Основной
формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются
следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую
часть и практическую деятельность учащихся. Теоретическая часть дается в

4

форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием
книг, журналов, компьютерных технологий). Практическое обучение - это
вязание изделия (от простого к сложному) с помощью педагога или
самостоятельно. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности
исполнения работ, качественной обработке изделия.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1.
Целью современного образования, которая заключается в воспитании
и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование
ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение
основами творческой деятельности.
2.
Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит
вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения
по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно
открывать для себя волшебный мир вязания крючком, превратить его в
предметы быта. Объединение становится для детей творческим домом,
пространством созидательного труда, где развиваются их способности,
пробуждается фантазия, приобретается мастерство.
3.
Возрастными психологическими особенностями школьников.
Учащиеся в этом возрасте осваивают новый вид деятельности - учебный. Для
его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических
процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении
помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание
позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое
состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь ребенка.
Программа «Умелые руки» носит практико-ориентированный характер.
Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных
трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и
творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной
деятельности.
Данная общеразвивающая программа включает в себя программу
компетентностного компонента, основанием для разработки которой является
расширение еѐ содержания, используемых педагогических методов,
разнообразных форм организации деятельности учащихся, посредством

5

проведения дополнительно-развивающих мероприятий за рамками часов
учебной деятельности.
В программе предполагается организация творческих встреч с
мастерами вязального рукоделия в форме мастер-класса, которые
обеспечивают передачу мастером своего творческого опыта путем прямого и
комментированного показа методов и приемов работы с пряжей и крючком. А
также проведение бесед и организация экскурсий на выставки, знакомящих с
различными видами декоративно-прикладного творчества, что будет
способствовать расширению кругозора учащихся, формированию общего
представления об этом искусстве, даст возможность учащимся раскрыть всѐ
богатство и красоту вязаного рукоделия.
Планируемые образовательные результаты
В контексте реализации данной программы учащиеся приобретают
личностные, предметные и метапредметные результаты, заключающиеся в
следующем:
Предметные:
- умеет самостоятельно подобрать крючок, нитки для изделия,
находить гармоничные сочетания цветов в изделии, оформлять
готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового
изделия;
- умеет зарисовать условные обозначения, вязать по простейшим
схемам и описаниям;
- умеет самостоятельно сочетать разные техники при изготовлении
своих творческих работ, пользоваться готовым эскизом изделия;
- умеет уверенно пользоваться необходимыми инструментами,
соблюдая правила техники безопасности;
Личностные:
- проявляет личные качества (трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,
экономичного отношения к используемым материалам);
- проявляет взаимопомощь при выполнении творческих работ;
- проявляет фантазию, воображение, эстетический и художественный
вкус в своих творческих работах.
Метапредметные:

6

- сформированы представления о проектной деятельности, умения
работать над проектом под руководством педагога и самостоятельно:
ставить цель, составлять план, определять задачи каждого этапа работы
над изделием, умения самостоятельно изготавливать различные виды
изделий (аналогичные изделиям по программе), делать вывод о
соответствии продукта замыслу;
- развита коммуникативная компетентность:
умение работать в
коллективе, устанавливать дружеские связи, проводить анализ изделий.
Цель программы:
Удовлетворение интересов и потребностей учащихся в создании
творческих продуктов, с помощью декоративно - прикладного вида
творчества - вязания крючком.
Задачи:
Образовательные:
• изучение технологии и особенностей вязания изделий различной
степени сложности;
• умение пользоваться схемами и образцами для выполнения изделий;
• освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами;
Воспитательные:
• формирование основ культуры труда: трудолюбия, аккуратности,
усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
экономичного отношения к используемым материалам;
• формирование проявления взаимопомощи при выполнении работы;
• формирование творческих способностей, эстетического,
художественного вкуса.
Развивающие:
• формирование представления о проектной деятельности, умения
работать над проектом под руководством педагога и самостоятельно;
• развитие коммуникативных способностей.
Характеристика программы
Данная программа по направленности является художественной; по
уровню содержания программа - ознакомительная; по целевой установке развивающая художественную одаренность, по форме составления -

7

адаптированная.
Возраст учащихся по данной программе детей 8-16 лет, и дети с ОВЗ.
Количество учащихся в группе:
1- го года обучения - 15 человек, 2-го - 12 человек, 3-го - 10 человек.
Учебные группы комплектуются как из учащихся младших классов (2-4
класс), так и средних и старших классов (5-8 класс).
Форма обучения - групповая.
В программе каждый учебный год можно выделить как определенный,
относительно завершенный этап.
1й год обучения - знакомство с материалом, правилами работы;
знакомство с простейшими технологическими схемами и описаниями вязания.
Практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами
самостоятельной работы. Наиболее привлекательным видом деятельности для
детей младшего и среднего школьного возраста является игра, поэтому много
времени отводится на вязание различных игрушек. Зачисление производится
по собеседованию.
2й год обучения - построение и углубление полученных ранее знаний;
активизация самостоятельной деятельности при выполнении практических
работ; работа с более сложными схемами, технологическими картами. По
результатам собеседования, учащий может быть зачислен на 2й год обучения.
3й год обучения - изучение разнообразных идей для творчества: вязание
более сложных изделий из пряжи крючком, узоры для сумок, пледов, одежда
для кукол, объемные салфетки, ажурные носочки.
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи
учащимися, при помощи наглядных пособий (распечаток описаний вязания,
журналов, образцов, схем).
Практическое обучение происходит при непосредственном вязании
изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно.
Программой предусматривается возможность выполнения работы в
соответствии со своим возможностям, каждым учащимся в своем темпе, и
выбрать размер, количество работ. Это дает возможность учащимся оценить
свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям.
Тем

самым,

реализуется

один

8

из

педагогических

принципов

- индивидуальный подход к учащимся.

Учебно-тематический план 1 год обучения
кол-во часов
форма
всего теория практика контроля

№

Разделы темы
1 Организационная работа по набору 8
учебных групп
2 Вводное занятие. Инструктаж ТБ.
3
3. Тема 1: Основы вязания крючком:
10
изучение воздушных петель,
столбиков без накида, столбиков с
накидом, соединительных столбиков,
вязания прибавок, убавок
4. Тема 2: Вязание основы игрушек12
шариков разных размеров,
оформление игрушек - гусеница,
мячик, зайцешарик
5 Тема 3: Фрукты - лимон, яблоко.
10
Изучение полустолбиков с накидом
6 Тема 4: Новогодние игрушки 10
ѐлочка, символ года, вязание деталей
игрушек, сборка и оформление
7 Тема 5: Небольшие игрушки 20
амигуруми - мышка, божья коровка,
совѐнок, котѐнок, черепашка
8 Тема 6: Игрушки ко дню Святого
8
Валентина -различные сердечки,
объѐмные и плоские
9 Тема 7: Подарок для папы - медаль - 8
звезда, танк, вязание, сборка и
оформление
10 Тема 8: Подарок для мамы 8
различные сладости. Учебные
мини-проекты.
11 Тема 9: Игрушки для пасхи - кулич, 8
цыплѐнок, сборка и оформление.
Учебные мини-проекты.

9

8
2
2

1
8

2

10

2

8

2

8

2

18

2

6

2

6

2

5

2

7

12 Тема 10: Средние игрушки различные пингвины, вязание
деталей игрушек, сборка и
оформление.
13 Выполнение итогового творческого
проекта. Подготовка выставки,
презентации
14 Итоговый контроль (промежуточная
аттестация)
15 Выполнение творческого проекта
«Изготовление сувенирной
продукции»
Итого:

14

4

11

4

14

16
2
6

144

6

28

116

Содержание учебно-тематического плана
Организационная работа по набору учебных групп - 8 часов
Вводное занятие -3 часа
Задачи программы «Вязание крючком». Виды пряжи. Цели и задачи
программы. Характеристика материалов и инструментов, необходимых для
занятий. Правила техники безопасного поведения на учебных занятиях.
Входящий контроль. Практическое задание. Объяснение и показ детям, как
правильно держать крючок в руке, как правильно держать пряжу, обучение
вязанию воздушных петель и столбиков без накида.
Тема 1: Основы вязания крючком: изучение воздушных петлей,
столбиков без накида, столбиков с накидом, соединительных столбиков,
вязания прибавок, убавок -10 часов
Теория -2 ч.
Практика - 8 ч .
Изучение воздушных петель, столбиков без накида, столбиков с накидом,
соединительных столбиков, прибавок, убавок. Петли подъѐма. Лицевая и
изнаночная сторона вязание. Знакомство с обозначением петель и столбиков в
описаниях вязания. Вязание прямого и круглого полотна. Вязание игрушки
Зайка, салфетки, закладки для книг. Устранение ошибок (пропуск петель,
«лишние» столбики).
Тема 2: Вязание основы игрушек - шариков разных размеров,
оформление игрушек - гусеница, мячик, зайцешарик -12 часов

10

Теория -2ч.
Практика -10ч.
Знакомство и работа с описаниями вязания и со схемами. Обозначения в
описаниях и схемах. Обучение вязанию шариков различных размеров основы большинства игрушек. Материалы для набивки игрушек. Заполнение
деталей наполнителем. Объединение связанных шариков в Гусеницу,
оформление игрушки. Вязание шара - мяча, изучение смены пряжи, разного
цвета. Вязание, сборка и оформление игрушки Зайцешарика. Устранение
ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
Тема 3: Фрукты - лимон, яблоко. Изучение полу столбиков с накидом 10 часов
Теория -2ч.
Практика -8 ч.
Изучение техники вязания чередования рядов с прибавками и прямых
рядов. Условные обозначения. Просмотр схем и описания вязания. Вязание
фруктов - лимона, яблока. Материалы для набивки игрушек. Изучение
полустолбиков с накидом. Вязание отделочных элементов. Схема вязания
листика. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
Тема 4: Новогодние игрушки - ѐлочка, символ года> вязание деталей
игрушек, сборка и оформление -10 часов
Теория -2ч.
Практика - 8 ч.
Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Изучение техники
вязания конусов, соединение их в единую игрушку. Вязание деталей
новогодней игрушки Ёлочки по описанию. Вязание, сборка и оформление
игрушки - символа года. Условные обозначения в схемах. Устранение ошибок
(пропуск петель, «лишние» столбики).
Тема 5: Небольшие игрушки - амигуруми - мышка, божья коровка,
совѐнок, котѐнок, черепашка -20 часов
Теория -2 ч.
Практика -18 ч.
Знакомство с проектами: виды проектов, постановка целей и задач.
Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Изучение техники вязания
мелких деталей игрушек и соединения их с основной деталью игрушек.

11

Вязание деталей, правила сборки и оформления игрушек по описанию и
схемам: мышки, котѐнка, божьей коровки, черепашки, совенка. Материалы
для набивки игрушек. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние»
столбики). Контроль качества, подведение итогов (соответствие их
поставленной цели и задачам).
Тема 6: Игрушки ко дню Святого Валентина - различные сердечки,
объѐмные и плоские - 8 часов
Теория- 2 ч.
Практика -6 ч.
Знакомство с проектами: самостоятельная постановка целей и задач по
изготовлению готового продукта. Изучение техники вязания объѐмных
сердечек по описанию: вязание двух отдельных вязаний, соединение их
вместе, продолжение вязать, как единое целое. Разборка схем. Условные
обозначения в схемах. Разбор схемы сердечка. Вязание различных плоских и
объѐмных сердечек. Оформления игрушек. Контроль качества, подведение
итогов (соответствие их поставленной цели и задачам).
Тема 7: Подарок для папы - медаль-звезда, танк, вязание, сборка и
оформление - 8 часов
Теория -2 ч.
Практика -б ч.
Знакомство с проектами: составления плана работы для изготовления
учебного продукта, разработка описания работы и схем. Вязание различных
деталей, соединение их вместе. Оформления подарка для папы. Контроль
качества, подведение итогов (соответствие их поставленной цели и задачам).
Тема 8: Подарок для мамы - различные сладости - 8 часов
Теория -2ч.
Практика 5ч.
Диагностика (мини-защита учебного проекта) -1ч.
Беседа «Подарок милой маме». Выбор сувенира для мамы. Изготовление
изделия. Совершенствование навыков вязания. Консультации. Разработка
учебного мини-проекта: название проекта, постановка цели, задач, алгоритм
работы, разработка описания работы и схем, защита готового продукта.
Изучение и изготовление различных деталей украшений для пирожного.

12

Выполнение учебных мини-проектов. Оформление пирожного для мамы.
Контроль качества, подведение итогов (соответствие их поставленной цели и
задачам). Защита учебного мини-проекта.
Тема 9: Игрушки для пасхи - кулич, цыплѐнок, сборка и оформление 10 часов
Теория -2 ч.
Практика - 7ч.
Диагностика (мини-защита учебного проекта) - 1 ч .
Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Разработка и
выполнение учебных мини-проектов. Вязание, сборка и оформление игрушки
Цыплѐнок. Вязание деталей игрушки Кулич. Консультации. Контроль
качества, подведение итогов (соответствие их поставленной цели и задачам).
Защита учебного мини-проекта.
Тема 10: Средние игрушки - различные пингвины, вязание деталей
игрушек, сборка и оформление -14 часов
Теория - 2 ч.
Практика - 11ч.
Диагностика (мини-защита творческого проекта) -1 ч.
Разработка и выполнение творческих мини-проектов. Демонстрация
готовых изделий, образцов, схем. Изучение техники вязания пингвина:
соединение деталей игрушки с помощью крючка. Материалы для набивки
игрушек. Вязание деталей, правила сборки и оформления игрушки Пингвинов
Эми и Сэма. Выбор элементов украшения игрушки, разработка описания или
схем, выполняемых украшений. Устранение ошибок (пропуск петель,
«лишние» столбики). Консультации. Контроль качества. Защита творческого
мини-проекта.
Выполнение итогового творческого проекта -16 часов
Теория – 4 ч.
Практика - 11 ч.
Разработка творческого проекта и образа будущего изделия.
Представление образа будущего изделия (выступление учащихся) - вид
изделия, обоснование выбора пряжи, крючка, украшение, условия
эксплуатации и хранения. Умение самостоятельно работать с различными
источниками информации, анализировать ее, выделять главное, рассуждать,

13

обобщать, подготовить презентацию, сообщение.
Реализация творческого проекта. Сбор материалов для творческих
проектов, работа в библиотеке и с Интернетом. Разработка схем, описания
порядка вязания и сборки продукта для проекта. Работа с эскизами, схемами,
описаниями. Консультации.
Реализация творческого проекта. Окончательная сборка и оформление
изделия. Консультации.
Подготовка выставки и презентации-2 ч
Итоговый контроль (промежуточная аттестация):
Защита творческих проектов -2 ч.
Выполнение
творческого
проекта
«Изготовление
сувенирной
продукции» -6 ч.
История сувенира. Назначение сувениров. Демонстрация сувениров,
связанных крючком. Универсальные подарки. Выбор модели. Правила
вязания. Подбор нитей. Вязание изделия, его украшение. Контроль качества.

14

Учебно-тематический план 2 года обучения.
№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Наименование темы

Количество часов
теория
практика
3

Вводное занятие, инструктаж ТБ

-

всего
3

Изготовление отделочных
элементов. Простые работы с
пряжей
Основные приемы вязания
крючком
Упражнения в вязании крючком.
Практическая работа
Правила вязания на спицах.
Основы техники вязания
Вязание первых образцов.
Убавление и прибавление петель.
Расчет петель и рядов. Плотность
вязания. Швы.

3

6

9

6

6

12

Виды резинок. Жгуты.
Особенности вязания
Ажурное вязание.
Многоцветное вязание
Выполнение индивидуальных
работ
Массовые мероприятия
Итоговое занятие.
Итого:

3

3
6
6
3

12
6

12

9

15

3
6

3
3

6
6

18

81

-

3
60

15

15
156

6
9
9
9
99
15
3
216

Форма
контроля
Стартовая
диагностика
Опрос.
Выставка.
Опрос
Опрос
Опрос.
Выставка
Опрос
Опрос
Опрос.
Выставка.
Опрос
Опрос
опрос

выставка

Содержание учебно-тематического плана.
1.

Вводное занятие. Инструктаж ТБ.

Информация по организации работы в объединении «Умелые руки». Беседа о
вязании. Показ образцов и готовых изделий. Вопросы истории. Вязание и
традиции. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Правила
безопасности во время работы. Требования безопасности при работе с
ножницами, иглами, булавками, крючками и спицами. Правила безопасности
при работе утюгом.
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Инструктаж
по антитеррористической безопасности.
Практика - нет.
15

2. Изготовление отделочных элементов (помпоны, кисть, шнур и т.д.)
Изготовление отделочных элементов: помпон, цветы из ниток, бахрома,
кисть, шнур, пояс, куклы-мартенички, картины. Из данных отделочных
элементов учащиеся могут выполнить сувениры, подарки, игрушки и др.
Теория - 2 часа.
Практика - 4 часа.
12.
Выполнение индивидуальных творческих работ.
Мастерская по изготовлению подарков, сувениров игрушек, кукол и
различных украшений для себя и дома.
Предлагаемый перечень изделий в зависимости от желания и
способностей каждого учащегося: шарф, шапка, варежки, носки, топ,
игрушка, сумочка, сувенир, кружева, прихватка, одежда для куклы,
игольница, салфетка, закладка, пуловер простого кроя.
Теория - 12 часов.
Практика - 56 часов.
3. Основные приемы вязания крючком.
Крючки. Пряжа. Теоретические понятия и термины: цепочка воздушных
петель, полу столбик, столбик без накида, столбик с накидом, с 2-я и 3-я
накидами и т.д. Строение воздушной петли. Двойная цепочка. Практическое
выполнение приѐмов вязания крючком.
Условные обозначения на схемах. Упражнения: столбик без накида,
столбик с накидом, столбик с 2-мя накидами, столбик с 3-мя пышными
столбиками. Отработка основных приемов вязания крючком может
производиться учащимися на вязании небольших изделий по их выбору.
Обратить внимание на правильную посадку, положение рук и крючка при
вязании.
Теория - 4 часа.
Практика - 4 часа.
4. Упражнения в вязании крючком. Практическая работа.
Вязание по кругу. Вязание квадрата. Вязание образцов, сувениров,
кружев, цветов, листьев, снежинок и пр. Вязание многоугольника.
Упражнения выполняются в зависимости от возраста, подготовленности и
навыков учащихся и требуют индивидуального подхода к обучающимся для
успешного выполнения ими изделий.
Обратить внимание на правильную посадку, положение рук и крючка
при вязании.
16

Теория - 2 часа.
Практика - 4 часа.
5.
Правила вязания на спицах. Основы техники вязания.
Классификация ниток (пряжи). Основные их свойства. Сведения о
стирке изделий. Отпаривание. Основы техники вязания. Набор петель.
Вывязывание лицевой петли за переднюю и заднюю стенку (платочная вязка).
Упражнение:
вывязывание изнаночных петель. «Бабушкина»
изнаночная петля. Упражнение: скрещенная петля. Понятия лицевая и
изнаночная гладь.
Кромочные петли. Закрепление петель. Схемы вязания. Условные
обозначения на схемах лицевых и изнаночных петель. Обратить внимание на
правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
Теория - 4 часа.
Практика - 4 часа.
6.
Вязание первых образцов. Убавление и прибавление петель.
Различные приемы убавления и прибавления петель. Накиды. Снятые
петли. Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2 петли вместе первую
повернуть.
Способы оформления кромочных петель. Вязание образцов с помощью
условных обозначений. Разбор схем вязания.
Упражнения: «вставка-сетка», «мелкий рис», «двойной рис», убавление
петель, прибавление петель, способы вывязывания 2-х петель вместе.
Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие
изделия (браслеты, чехлы для мобильника, сумочки и пр.).
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение
рук при вязании.
Теория - 4 часа. Практика - 6 часов.
7.
Расчѐт петель и рядов. Плотность вязания. Швы
Контрольный образец. Расчет симметрии рисунка. Трикотажные
швы. Соединение долевого и поперечного полотна. Вертикальные швы.
Кеттельный шов.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение рук
при вязании.
Теория - 2 часа.
Практика - 2 часа.
17

8. Виды резинок.
Вязание резинки 1x1, 2x2, 3x4 и др. Понятия французская,
английская, норвежская резинки. Отличия их друг от друга.
Упражнения: резинка 1x1, английская резинка, французская резинка,
норвежская резинка. Отработка данных образцов учащимися может
производиться на вязании мелких изделий.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение
рук при вязании.
Теория - 2 часа.
Практика - 4 часа.
9. Жгуты. Особенности вязания.
Особенности вязания жгутов. Перемещение петель. Вывязывание из
одной петли несколько петель. Практическое вязание жгутов по схемам и
образцам.
Упражнения: жгут из 6 лицевых петель, жгут «косичка». Отработка
данных образцов учащимися может производиться на вязании мелких
изделий.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение
рук при вязании.
Теория - 2 часа.
Практика - 4 часа.
10.
Ажурное вязание
Понятие об ажурном вязании. Накиды и приѐмы провязывания 2-х, 3-х
петель вместе, перестановка петель. Схемы ажурных рисунков.
Упражнения: горизонтальные полосы, ажурная дорожка. Отработка
данных образцов учащимися может производиться на вязании мелких
изделий.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение
рук при вязании.
Теория - 2 часа.
Практика - 4 часа.
11. Многоцветное вязание.
Понятие об орнаменте. Сочетание цветов. Понятие о холодном, тѐплом
и нейтральном цвете.
Упражнения: разноцветные полосы, смена цвета по диагонали,
орнамент. Тест по цветоведению. Отработка данных образцов обучающимися
18

может производиться на вязании мелких изделий. Обратить внимание на
правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
Теория - 2 часа.
Практика - 6 часов.
12. Выполнение индивидуальных творческих работ.
Мастерская по изготовлению подарков, сувениров игрушек, кукол и
различных украшений для себя и дома.
Предлагаемый перечень изделий в зависимости от желания и
способностей каждого учащегося: шарф, шапка, варежки, носки, топ,
игрушка, сумочка, сувенир, кружева, прихватка, одежда для куклы,
игольница, салфетка, закладка, пуловер простого кроя.
Теория - 12 часов.
Практика - 56 часов.
13. Массовые мероприятия.
Участие детей в мероприятиях ЦДТ, посещение выставок, проведение
праздников (Новый год, Будь готов, выставки).
Теория - нет.
Практика - 4 часа.
14.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

19

Приложение
№
Наименование темы

1.
2.
3.

количество часов
Всего

Беседа об инструментах и
материалах
Беседа «О технике владения
крючком»
Беседа «Расчет петель по схеме»

Работа над темой «Основные
приемы вязания крючком»
5. Работа над темой «Основные
приемы вязания на спицах»
Беседа «Декор в современной
6.
моде»
7. Работа над темой «Ажурное
вязание»
Беседа «Дагестанские народные
8.
традиции и искусство вязания»
9. Работа над темой «Многоцветное
вязание»
10. Контрольные занятия
4.

11.

1

1

1

1

1

1

5
5
1
5
2
5
5

Работа над выполнением
индивидуальных работ
Итого

5
36

20

Теория

2
2

Практика

3
3

1
2

3

2
2
1
2
17

3
3
3
19

Учебно-тематический план 3 года обучения.
№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование темы

Количество часов
теория
практика всего
3
3

Вводное занятие. Инструктаж ТБ

-

Техника вязания. Выполнение
сложных элементов,петель и
узоров.
Вязание различных цветов.
Птицы на выбор.
Поделки «Смешарики».
Творческий проект «Вязание
одежды для кукол».
Узоры для пледов, накидок, сумок.
Творческий мини проект.
Особенности вязания объемных
салфеток. Творческий мини-проект.
Творческий проект. Вязание
ажурных носочков.
Итоговый творческий проект.

3

6

9

2
2
2

22
13
25

2

22

24
15
27
24

Итоговый контроль в рамках
промежуточной аттестации.
Вязание по выбору учащихся.
Итого:

3

-

3

3
30

12
186

15
216

2
2
2
4

19
19
22
26

21
21
24
30

Форма
контроля
Стартовая
диагностика
опрос

Опрос
Опрос
Выставка
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
Контрольная
работа
опрос

Содержание учебно-тематического плана.
Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности. Характеристика
материалов и инструментов, необходимых для занятий. Правила техники
безопасности, правила поведения на учебных занятиях. Всего - Зч
Техника вязания. Выполнение сложных элементов, петель и узоров.
Вытягивание Зх петель вместе с лицевой петлей. Вытягивание из одной
петли несколько воздушных петель. Ознакомить учащихся с более
усложненными элементами вязания
Теория - Зч
Практика- бч
Техника вязания различных цветов: розы, анютины глазки и другие.
Консультации. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листиков.
Изучение особенностей вязания цветов, как деталь для украшения.
Возможные дефекты и способы их предупреждения, устранения. Контроль
21

качества, обсуждение готовых работ.
Теория - 2ч
Практика- 22ч
Тема: Птицы на выбор - 15 часов
Всего теория -2 ч.
Практика - 13 ч.
Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Инструменты и
материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка, пряжи.
Изучение особенностей вязания птиц: голова-тело, крылья, хвост, лапы. Два
варианта птиц: более лѐгкий и усложнѐнный (голубь). Консультации. Вязание,
сборка и оформление птицы. Возможные дефекты и способы их
предупреждения, устранения. Контроль качества, подведение итогов
(соответствие их поставленной цели и задачам).
Тема «Смешарики» - 27 часов
Теория -2 ч.
Практика — 25 ч.
Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Условные обозначения в
схемах. Инструменты и материалы, необходимые для занятий: правильный
подбор крючка, пряжи. Вязание различных смешариков по выбору учащихся.
Вязание, сборка и оформление игрушек. Изучение новых видов столбиков:
рельефные, столбики с 2 и более накидами. Правила и техника вязания
шишечек, рогов, колючек. Возможные дефекты и способы их
предупреждения, устранения. Вязание деталей игрушки, сборка и
оформление. Консультации. Контроль качества, анализ готовых работ.
Тема: Вязание одежды для кукол - 24 часа
Теория -2 ч.
Практика - 22 ч.
Диагностика (мини-защита творческого проекта) -1ч.
Схемы,
описания,
используемые
для
изготовления
игрушки.
Разработка и реализация творческого мини-проекта. Демонстрация готовых
изделий, схем, описаний. Выбор формы, цвета, схемы юбки. Подбор
элементов украшения. Инструменты и материалы, необходимые для занятий:
правильный подбор крючка, пряжи. Необходимость вязания образцов при
вязании одежды. Вязание образца узора по схеме. Изучение вязания юбок из
прямого и круглого полотна, вязание топа, шляпки. Ровный край вязания.
22

Плотность вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Выбор элементов украшений для одежды куклы, разработка описания или
схем, выполняемых украшений. Виды головных уборов. Демонстрация
готовых изделий, специальной литературы. Прибавление петель при вязании
круглого полотна. Технология вязания шляпки (общее ознакомление).
Элементы оформления шляпки. Консультации. Контроль качества,
подведение итогов (соответствие их поставленной цели и задачам). Защита
творческого
мини-проекта.
Разработка
и
реализация
творческого
мини-проекта. Демонстрация готовых изделий, сочетание основного цвета и
отделочной нити. Схема обвязки края. Инструменты и материалы,
необходимые для занятий. Правильный подбор крючка, пряжи. Техника
вязания разных квадратных узоров для пледов, накидок. Ровный край вязания.
Плотность вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Схемы различных узоров. Чтение схем узоров. Совершенствование и
закрепление полученных умений и навыков.
Изучение
вязание
разнообразных
вариантов
летних
сумок.
Ассортимент сумок, связанных крючком. Материалы для изготовления.
Технология вязания сумки. Отделочные элементы. Вязание изделия.
Самостоятельная работа по схеме и описанию. Консультации. Контроль
качества. Декоративная отделка изделия. Устранение ошибок (пропуск
петель, «лишние» столбики). Контроль качества, обсуждение готовых работ.
Защита творческого мини-проекта.
Тема: Особенности вязания объѐмных салфеток – 21 час
Теория-2 ч.
Практика -19 ч.
Диагностика (мини-защита творческого проекта) -1ч.
Пряжа, крючки, применяемые для вязания салфеток. Разработка и
реализация творческого мини-проекта. Демонстрация иллюстраций, готовых
изделий, схем, описаний, используемые для изготовления салфеток. Разбор
схем, описаний. Правила и техники вязания объѐмных салфеток. Цветовое и
композиционное решение. Совершенствование умений и навыков вязания
круглого и овального полотна. Изменение длины овальной салфетки.
Оформление готового изделия. Возможные дефекты и способы их
предупреждения, устранения. Способы накрахмаливания и насахаривания
готовых изделий. Контроль качества, подведение итогов. Защита творческого
мини-проекта.

23

Тема: Вязание ажурных носочков - 24 часа
Теориям- 2 ч.
Практика – 22ч.
Диагностика (мини-защита творческого проекта) -1ч.
Используемые материалы для вязания и украшения носочков.
Разработка и реализация творческого мини-проекта. Разбор описания, схем.
Плотность вязания. Техника вязания ажурных носочков: провязывание пятки,
мыска и основного полотна. Различные схемы вязания ажурного полотна.
Выбор элементов украшений, разработка описания или схем, выполняемых
украшений. Совершенствование и закрепление полученных умений и
навыков. Контроль качества, подведение итогов (соответствие их
поставленной цели и задачам). Защита творческого мини-проекта.
Выполнение итогового творческого проекта - 30 часов
Теория -4 ч.
Практика -24ч.
Подготовка выставки и презентации -2ч
Разработка творческого проекта и образа будущего изделия.
Представление образа будущего изделия (выступление учащихся) - вид
изделия, обоснование выбора пряжи, украшение, условия эксплуатации.
Умение самостоятельно работать с различными источниками информации,
анализировать ее, выделять главное, рассуждать, обобщать, подготовить
презентацию, сообщение.
Реализация творческого проекта. Сбор материалов для учебных
проектов, работа в библиотеке и с Интернетом. Разработка схем, описания
порядка вязания и сборки продукта для проекта. Работа с эскизами, схемами,
описаниями.
Реализация творческого проекта. Окончательное оформление изделия.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация):
Защита творческих проектов - 3 ч.
Вязание по выбору учащихся -15ч.
Оценочные материалы
В программе предусмотрены следующие виды педагогического
контроля:
Входящий контроль проводится в начале учебного года при
собеседовании или на первых учебных занятиях через выполнение
практического задания для определения умений:
■
Правильно держать крючок
24

■
■
■

Правильно держать пряжу в руке
Правильно провязывать воздушные петли
Правильно вывязывать столбики без накида
Оценивание проводится по следующим критериям:
- Если учащийся повторяет и запоминает все действия за педагогом
правильно, то за каждый пункт ставится по 1 баллу
- Если учащийся сам выполняет все действия, без помощи педагога,
то ставится 2 балла.
Определяется уровень учащегося:
репродуктивный уровень - баллы входящего контроля от 1 до 4;
продуктивный уровень - баллы входящего контроля от 5 до 8;
Результаты входящего контроля фиксируются в таблице Приложение 1.
Уровень учащегося по результатам входящего контроля вносится в
журнал и в таблицу «Результаты освоения программы учащимся»
(Приложение № 2). По результатам входящего контроля учащийся,
показавший продуктивный уровень может быть зачислен на второй год
обучения.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на учебных
занятиях через выполнение учащимися различных тестов, проведения
рефлексии, а так же через наблюдения за процессом работы учащихся,
контроль качества, разбор ошибок, анализ качества выполненной работы.
Отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов
учащихся проводится по таблице критериев «Уровень освоения программы
учащимся» (Приложение 3) и фиксируется в журнале и в таблице «Результаты
освоения программы учащимся» (Приложение № 2).
Тематический контроль проводится на основе изученного материала
после пройденной темы программы в форме презентации творческого
продукта и через устную защиту мини-проекта. План защиты мини-проекта
учащимся в Приложении 7.
Защита мини-проекта проводится по следующим критериям, с помощью
бальной системы:
Оценивание творческого проекта:
1. Наличие названия изготавливаемого продукта, обоснование выбора 1 балл.
2. Наличие развернутого этапа подготовки к изготовлению продукта
(выбор материалов, описания или схем для изготовления продукта) 1 б.
3. Наличие этапов реализации проекта (последовательность
25

изготовления, сборка и оформление продукта) - 1 б.
4.
Сложность и объѐм готового творческого продукта:
- простой, малый объем (от 1 до 3 деталей, небольшие по размеру,
напр.: голова, два уха, небольшие доп. детали: глаза, нос, хвост и
т.д.) - 1 б.
- простой с усложнением, средний объем (3-5 деталей, небольшие и
средние по размеру, напр.: голова туловище, лапы, средние и
мелкие доп. детали: глаза, нос, уши, щѐки, рот, пятнышки, хвост и
т.д.) - 2 б.
- сложный, большой объем (более 5 деталей, средние и большие по
размеру, напр.: голова туловище, ноги, руки, одежда, много
мелких и средних деталей) - 3 б.
Оценивание качества выполненного продукта:
1. Качество и аккуратность - 1 б.
2. Наличие творческого, индивидуального подхода (дополнительные
украшения, подставки, фон и т.д.) - 1 б.
Результаты
тематического
контроля
фиксируются
в
таблице
«Оценивания творческих проектов» педагогом и учащимися (Приложение 4).
С целью выявления уровня защиты проекта предлагается следующая
градация:
■ творческий уровень - баллы итоговой диагностики от 6 до 8;
■ продуктивный уровень - баллы итоговой диагностики от 4 до 5;
■ репродуктивный уровень - баллы итоговой диагностики от 1 до 3.
Взаимооценивание творческого продукта проводится учащимися по
критериям и корректируется педагогом.
Уровень учащегося по результатам тематического контроля вносится в
журнал и в таблицу «Результаты освоения программы учащимся»
(Приложение № 2).
Итоговый контроль проводится после завершения первого, второго
учебного года (апрель-май) и Итоговый контроль освоения программы
проводится в рамках промежуточной аттестации учащихся после завершения
обучения по общеразвивающей программе (май) в форме презентации
творческого продукта и через защиту проекта на основе изученного материала
в течение всего учебного года. Диагностическим материалом являются
примерные темы проектов, план защиты проекта (Приложении 7).
Такой вид контроля позволяет отследить не только предметные, но и
метапредметные, личностные результаты.
26

В качестве фиксации промежуточного и итогового контроля
используется таблица «Оценивания качества творческих проектов и готового
продукта» для педагога и внешних экспертов (приглашенные педагоги,
родители, администрация) (Приложение 5)
Защита проекта проводится по следующим критериям, с помощью
бальной системы:
Оценивание творческого проекта:
1. Наличие
названия
изготавливаемого
продукта,
обоснование
выбора - 1 б.
2. Наличие развернутого этапа подготовки к изготовлению продукта
(выбор
материалов,
описания
или
схем
для
изготовления
продукта) - 16.
3. Наличие
этапов
реализации
проекта
(последовательность
изготовления,
4. сборка и оформление продукта) - 1 б.
5. Сложность и объѐм готового творческого продукта:
• простой, малый объем (от 1 до 3 деталей, небольшие по размеру,
напр.: голова, два уха, небольшие доп. детали: глаза, нос, хвост и
т.д.) - 1 б.
.• простой с усложнением, средний объем (3-5 деталей, небольшие и
средние по размеру, напр.: голова туловище, лапы, средние и
мелкие доп. детали: глаза, нос, уши, щѐки, рот, пятнышки, хвост и
т.д.) - 2 б.
• сложный, большой объем (более 5 деталей, средние и большие по
размеру, напр.: голова туловище, ноги, руки, одежда, много
мелких и средних деталей) - 3 б.
5. Представление творческого продукта:
■ устная защита - 16.
■ доклад-26.
■ презентация - 36.
Оценивание качества выполненного продукта
1. Качество и аккуратность - 16.
2. Наличие творческого, индивидуального подхода
(дополнительные украшения, подставки, фон и т.д.) - 16.
Средний балл по карте творческой активности (выставляется педагогом)
В течение года учащиеся изготавливают изделия и демонстрируют на
выставках. Результаты фиксируется в картах творческой активности
(Приложение 6) учащихся по следующим критериям:
27

- работа выполнена полностью, но позже заданного срока - 0,5 б.
- работа выполнена полностью и вовремя - 1 б.
- работа выполнена и участвовала в выставке Дворца - 2 б.
выполнено
несколько
работ
данной
темы,
либо
участвовала в выставке или конкурсе вне Дворца- 3 б.

работа

Средний балл карты творческой активности учащихся прибавляется
к результату промежуточного или итогового контроля.
С целью выявления уровня освоения программы предлагается
следующая градация:
творческий уровень - баллы итоговой диагностики от 8,5 до 14 балов;
продуктивный уровень - баллы итоговой диагностики от 5,5 до 8 балов;
репродуктивный уровень - баллы итоговой диагностики от 3 до 5 балов.
Результаты
итогового
контроля
сравниваются
педагогом
с
планируемыми образовательными результатами и определяется степень
освоения программы учащимися.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Структура занятий строится по следующему алгоритму:
- организационная часть,
- вступительная часть (повторно-мотивационная),
- основная часть (теоретический и практический этапы),
- заключительная часть (подведение итогов).
После изучения каждого раздела программы необходимо планировать и
проводить рефлексию, основной целью проведения которой является развитие
внимания, творческих способностей, формирование эстетического и
художественного вкуса, формирование ценностно-смыслового аспекта
общекультурной компетентности.
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, консультация, диалог);
- наглядные (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию,
образцы изделий); практические (вязание деталей и соединение их
в готовое изделие,
- подготовка и участие в выставках);
- объяснительно-иллюстративный
(объяснение
и
показ
приѐмов
работы на собственном примере);
- репродуктивный,
проблемного
обучения
(объяснение
основных
понятий, терминов, определений);
28

- проектно-конструкторские
(создание
и
зарисовка
выполнение творческих заданий);
- групповые и (или) индивидуальные; Формы обучения и виды
занятий: лекции, практические и проектные занятия, мастер-классы, др.;

схем,

Педагогические технологии: личностно-ориентированные и проектные.
Дидактический материал: наглядные пособия, образцы изделий, раздаточный
материал - схемы и описания изготовления изделий, литература по вязанию и
др.

Программой предусматривается проектная деятельность учащихся в
рамках выполнения итоговой творческой работы. Эта деятельность включает
в себя 3 этапа:
1- й этап. Подготовка и защита проекта изделия.
На этом этапе педагог озвучивает задачи проектной деятельности.
Каждый учащийся разрабатывает, а потом представляет свой проект, при этом
он должен:
- аргументировать выбор изделия и выбор техники, в которой будет
выполнено изделие;
- представить эскиз изделия и аргументировать его
композиционное и цветовое решение, выбор применяемых
материалов.
Во время защиты проекта учащийся должен ответить на вопросы:
1. Почему выбрано именно данное изделие?
2. Что послужило источником для разработки схем и описаний для
изготовления изделия ?
3. Чем обоснован выбор пряжи и дополнительных материалов?
Как ухаживать за изделием, чтобы оно не утратило эстетический вид?
2- й этап. Практическая реализация творческого проекта (выполнения
творческого продукта).
3- й этап. Заключительный - презентация и защита проекта.
Содержание проектной части работы:
1. Характеристика творческого продукта (название, количество деталей,
подбор пряжи, цветовое решение, условия эксплуатации).
2. Цветной эскиз изделия, схемы и описание по изготовлению продукта.
3. Характеристика применяемых исходных материалов: пряжа, нитки,
флис и т.д. применяемое оборудование, инструменты: крючки,
ножницы, иголки, плоскогубцы и др.

29

Проекты носят познавательный, творческий и прикладной характер. Они
позволяют решить практический вопрос, используя знания из разных
областей, требуют проявления творческого мышления и исследовательских
навыков. Таким образом, осуществляется интеграция знаний из различных
предметов и образовательных областей. Одним из условий успешной
деятельности является качественное оформление проекта на бумаге с
использованием компьютерной техники.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной работы по данной программе необходимы следующие
условия:
Материально-технические:
Учебный кабинет должен быть оборудован специализированной
мебелью в соответствии с возрастом учащихся. В рабочей зоне педагога
должно быть:
ноутбук, экран, проектор;
учебная доска с магнитами.
В учебном кабинете должны быть предусмотрены:
конструкция для демонстрации достижений учащихся,
шкафы для хранения дидактического материала,
шкафы расходных материалов,
шкафы детских работ.
Должны быть помещения, используемые для экспозиций творческих
работ учащихся и для хранения фонда творческих работ прежних лет.
Учащиеся должны:
1 .Систематически посещать все занятия, в полном объеме выполнять
все практические задания.
2. Иметь на занятиях:
папку с файлами для схем;
материалы: пряжу разных цветов.
инструменты:
крючки, ножницы, иглы для шитья пряжей.

30

Оформление календарного учебного графика 1 года обучения
№

число,
месяц

время
проведения
занятий

форма
занятий

кол-во
часов Тема урока

1.

2

Организационная работа

2.
3.

2

Организационная работа
Организационная работа

4.

2
2

5.

2
Лекция

Место
Форма
прове- проведения
дения аттестации

Организационная работа
Вводное занятие. Инструктаж по технике

Опрос

безопасности
6.

Лекция

2

7.

Практич.занят. 2

8.

Демонстр.
Практич занят 2

9.

Практич.занят

10.
11.
12.
13.

Практич.занят
Беседа

2
2
2

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Основы вязания крючком: изучение
воздушных петель
Основы вязания крючком: изучение
столбиков без накида
Основы вязания крючком: изучение
столбиков с накидом
Основы вязания крючком: изучение
соединительных столбиков
Основы вязания крючком: изучение
вязания прибавок, убавок
Вязание основы игрушек: гусеница, мячик
Вязание шариков разных размеров
Вязание шариков разных размеров

31

Опрос

14.
15.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Оформление игрушки гусеница
Оформление игрушки мячик

16.
17.

Практич.занят 2
Беседа
2

Вязание. Фрукты - лимон, яблоко.
Изучение полустолбиков с накидом

18.
19.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание, яблоко
Вязание, лимон

20.

Практич.занят 2
Беседа
Практич.занят 2
Практич.занят 2

Оформление работы

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание снежинки

Демонстр.
Практич.занят 2
2
Беседа
Практич.занят

Продолжение изучения темы. Сборка и
оформление игрушек
Небольшие игрушки - амигуруми - мышка,
божья коровка, совѐнок, котѐнок,
черепашка
Вязание амигуруми- мышка

21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.

Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2

Опрос

Опрос

Новогодние игрушки - ѐлочка, символ
года
Вязание снежинки
Вязание гирлянд

Вязание амигуруми- мышка
Оформление работы
Вязание амигуруми божья коровка
Оформление божьей коровки
Вязание амигуруми черепашка

32

Опрос

Опрос

33.
34.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание амигуруми черепашка
Оформление амигуруми черепашка

35.

Оформление амигуруми черепашка

36.

Практич.занят 2
Беседа
2

37.
38.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание сердечек. Объемные и плоские
Вязание сердечек. Объемные и плоские

39.

Практич.занят 2
Беседа
2
Практич.занят 2

Оформление работы

Практич.занят 2
Практич.занят 2
Беседа
2

Вязание: медаль, звезда, танк
Сборка и оформление работы

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание клубники

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Практич.занят 2
Беседа
2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Практич.занят 2
Беседа
2

Опрос

Игрушки ко дню Святого Валентина

Опрос

Подарок для папы: медаль, звезда, танк
Вязание: медаль, звезда, танк
Опрос

Подарок для мамы. Различные фрукты
Вязание черешни
Сборка и оформление работы

Опрос

Игрушки для пасхи: кулич, цыпленок
Вязание кулича, цыпленка
Вязание кулича, цыпленка
Вязание кулича, цыпленка
Сборка и оформление работы
Средние игрушки : пингвины. Вязание
деталей, сборка, оформление

33

Опрос

Вязание деталей пингвина

55.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

56.
57.

Практич.занят .2
Практич.занят 2

Вязание деталей пингвина
Вязание деталей пингвина

58.

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Сборка деталей пингвина

54.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Лекция

2

Беседа
2
Практич.занят
Практич.занят 2
Практич.занят 2

Вязание деталей пингвина

Оформление пингвина
Выполнение итогового творческого
проекта. Подготовка выставки
Работа над проектом
Работа над проектом
Работа над проектом

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Работа над проектом

Практич.занят 2
Практич.занят 2

Работа над проектом

Беседа

Работа над проектом
Презентация выставочных работ

69.

Беседа
Практич.занят 2

Итоговый контроль. Промежуточная
аттестация
Выполнение творческого проекта
«Изготовление сувенирной продукции»

70.
71.

Практич.занят 2
Беседа
2

Изготовление сувенирной продукции
Экскурсия в парк

68.

2

Опрос

144

34

Защита
проекта Опрос

Опрос

Опрос
Опрос

Оформление календарного учебного графика 2 года обучения
№

форма
занятий

кол-во
часов

Беседа

3
3

3.

Беседа
Демонстрация
Практич.занят

4.

Практич.занят

3

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
Изготовление отделочных элементов:
помпоны, цветы из ниток
Изготовление отделочных элементов:
бахрома, кисть, шнур, пояс.
Изготовление куклы, матрешки, картинки

5.

Беседа
Практич.занят

3

Основные приемы вязания крючком

3

Цепочка воздушных петель, полустолбик,
столбик с накидом, столбик без накида
Строение воздушной петли. Двойная
цепочка
Условные обозначения на схемах

1.
2.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

число,
месяц

время
проведения
занятий

Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Практич.занят

3

3
3

Тема урока

Демонстрацион
но-практич
занятие
Практич.занят

3

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Упражнения в вязании крючком. Вязание
по кругу. Вязание квадрата,
многоугольников.
Вязание образцов, сувениров, круя(ев,
цветов, листьев, снежинок и т.д.
Вязание образцов, сувениров, кружев,
цветов, листьев, снежинок и т.д.
Вязание салфетки, сумочки, прихватки

Практич.занят

3

Вязание салфетки, сумочки, прихватки

3

35

Место
проведения

Форма
проведения
аттестации
Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

14.

Беседа

3

15.

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Беседа

3

Демонстр
практич
Практич.занят

3

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Беседа

3

16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.

25.
26.
27.

3

3
Практич.занят
Лекция
Демонстр
практич
Практич.занят

3
3
3

Правила вязание на спицах. Основы
техники вязания. Набор петель
Вывязывание лицевой петли за переднюю и
заднюю стенку
Упражнение: вывязывание изнаночных
петель. Бабушкина изнаночная петля
Упражнение: скрещенная петля. Понятие
лицевой и изнаночной петли
Вязание первых образцов, убавление и
прибавление петель
Различные приемы убавления и
прибавления петель
Снятие петли. Провязывание 2-х петель
вместе
Способы оформления кромочных петель.
Вязание образцов с помощью условных
обозначений
Упражнение «Вставка-сетка», «двойной
рисунок». Вывязывание 2-х петель
Расчет петель и рядов. Плотность вязания
Контрольный образец. Расчет симметрии
рисунка. Трикотажные швы. Вертикальный
шов. Соединение долевого и плечевого шва
Виды резинок. Вязание резинки 1x1, 2x2,
3x4 и др.
Понятие французской и английской
резинок. Отличия их друг от друга.
Изучение правильной посадки и
правильного положения.
36

Опрос
Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

Беседа

3

29.

Практич.занят

3

30.

Демонстр.
практич занятие

3

31.

Беседа

3

32.

Беседа
демонстр. практич

3

33.

Практич.занят

3

28.

34.
35.

Лекция
Практич занят
Лекция
Практич занят

36.

3
3
3

39.

Практич.занят
Лекция
Практич занят
Лекция
Практич занят
Практич.занят

40.

Практич.занят

3

41.

Практич.занят

3

37.
38.

3
3
3

Жгут. Особенности вязания. Перемещение
петель
Вывязывание из одной петли несколько
петель
Практическое вязание жгутов по схемам и
образцам. Упражнения. Жгут из лицевых
петель. Жгут «Косичка»
Ажурное вязание. Схемы ажурных
рисунков
Накиды и приемы провязывания 2-х, 3-х
петель
Упражнение: горизонтальные полосы.
Ажурная дорожка.
Многоцветное вязание. Понятие об
орнаменте. Сочетание цветов
Понятие о холодных и нейтральных цветах.
Упражнение - разноцветные полосы
Упражнение - смена цвета по диагонали,
орнамент
Выполнение индивидуальных работ.
Мастерская по изготовлению подарков
Детский шарф, подбор узора с учетом
пряжи, расчет петель
Вывязывание изделия и образцов
орнамента
Продолжение изучения темы вязания
шарфа
Продолжение изучения темы вязания
шарфа. Оформление работы
37

Опрос
Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

42.

Лекция

3

43.

Практич занят

3

44.

Практич.занят

3

45.

Практич.занят

3

46.
47.

3
Практич.занят
Практич.занят
Беседа
Практич занят

3

Шапочка. Подбор формы, цвета, узора с
учетом вида пряжи, расчет петель
Связать образец узора, расчет петель для
данного изделия
Продолжение изучения темы вязания
шапочки
Продолжение изучения темы вязания
шапочки
Продолжение изучения темы вязания
шапочки. Оформление шапочки
Оформление изделий

52.

Практич.занят
Беседа

3

Научить учащихся правильному
выполнению помпонов
Продолжение изучения темы вязания
помпонов
Продолжение изучения темы вязания
помпонов
Продолжение изучения темы вязания
помпонов
Декоративные, сувенирные изделия

53.

Практич.занят

3

Изготовление игольниц разных форм

3

Продолжение изучения темы изготовления
игольницы
Продолжение изучения темы изготовления
игольницы
Оформление готового изделия

48.
49.
50.

3
3

Практич.занят
Практич.занят

51.

3
3

54.
Практич.занят
55.
56.
57.

3
Практич.занят
Практич.занят
Лекция
Практич занят

3
3

Декоративные, сувенирные изделия.
Солнышко из пряжи
38

Опрос
Опрос

Опрос

Опрос

58.

Практич.занят

59.

Практич.занят

60.
61.

Практич.занят
Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Практич.занят

3
Продолжение изучения темы. Солнышко из
пряпряжи
3
Продолжение изучения темы. Солнышко из
пряжи
3
Продолжение изучения темы. Солнышко из
пряжи
3
Оформление готового изделия

Опрос

Практич.занят
Практич.занят

3

67.

Беседа

3

Божья коровка. Ознакомление учащихся с
подбором рисунка
Расчет петель, подбор пряжи и
вывязывание изделий
Продолжение изучения темы. Вязание
божьей коровки
Продолжение изучения темы. Вязание
божьей коровки
Оформление готового изделия. Соединение цдт
деталей спицами и крючком
Культурный досуг
цдт

68.

Беседа

3

Культурный досуг

69.

3

70.

Лекция
Практич занят
Практич.занят

71.

Практич.занят

3

72.

Беседа

3

Вязание основы игрушек. Вязание шариков цдт
разных размеров
Вязание основы игрушек. Вязание шариков
разных размеров
цдт
Продолжение изучения темы. Вязание
шариков разных размеров
Экскурсия в вязальный цех
цдт

62.
63.
64.
65.
66.

3
3
3
3

3

цдт

цдт

216

39

Опрос

Опрос
Опрос

Оформление календарного учебного графика 3 года обучения
№

число,
месяц

время
проведения
занятий

форма
занятий

кол-во Тема урока
часов

Лекция

3
3

3.

Лекция
Практич занят
Практич.занят

4.

Практич.занят

3

1.
2.

5.
6.

3

3
Практич.занят

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
Техника вязания. Выполнение сложных
элементов, петель и узоров.
Вытягивание трех петель вместе с
лицевой петлей
Вытягивание из одной петли несколько
воздушных петель
Ознакомление учащихся с более
усложненнымц/видами вязания
Вязание различных цветов. Роза, анютины
глазки и др.
Вязание отделочных элементов цветка

7.

Практич.занят

3
3

'8.

Беседа

3

Вязание листиков цветка

9.

Практич.занят

3

Вязание листиков цветка

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Практич.занят

3

Изучение особенностей вязания цветов,
как деталь для украшения
Изучения соединения и сшивания деталей
цветка
Оформление цветка

10.
11.
12.

40

Место
проведения

Форма
проведения
аттестации
Опрос

Опрос

-

Опрос

13.

Беседа

3

Практич занят

Изучение особенностей вязания птиц:
головы, тела, крыльев, хвоста, лапы.

14.

Практич.занят

3

Вязание головы и тела птицы
Вязание крыльев, хвоста, лапы птицы

15.

Практич.занят

3

Сборка и оформление птицы

Беседа
Практич.занят
Практич.занят

3

Вязание различных смешариков по
выбору учащихся
Вязание деталей игрушки: шишечек, рогов

Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Практич.занят

3
3

Беседа
Практич.занят

3

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

3

3

3

23.

Беседа
Практич.занят
Практич.занят

3

24.

Практич.занят

3

25.

Лекция
Практич.занят

3

Опрос

Вязание деталей игрушки: шишечек, рогов
Изучение новых видов столбиков
(столбики с двумя и более накидами)
Вязание рогов и клюва игрушки
Продолжение изучения темы. Вязание
игрушек
Изучение возможных дефектов и
способов, их предупреждение и
устранение
Вязание деталей игрушек, возможные
варианты. Изменение схемы
Вязание деталей игрушек, сборка и
оформление
Вязание одежды для кукол. Объяснение
схемы описания, используемой для
изготовления игрушки

41

Опрос

26.

Практич.занятие

3

27.

Практич.занятие

3

Практич.занятие

3

29.

Беседа
Практич.занят

3

30.

Практич.занятие

3

31.

Практич.занятие

3

32.

Практич.занятие

3

33.

Практич.занятие

3

34.

3

35.

Беседа
Практич.занятие

36.

Практич.занятие

3

37.

Практич.занятие

3

38.

Практич.занятие

3

28.

3

Вязание образца узора по схеме. Изучение
вязания юбок из прямого и круглого
полотна
Продолжение изучения темы. Вязание
топа, шляпки
Изучения ровного края вязания, плотность
вязания, петли подъемные
Изучение вязания лицевой и изнаночной
стороны. Выбор 2 элементов украшения
для одежды куклы
Изучение прибавления петель при вязании
круглого полотна
Изучение элементов вязания при
оформлении изделия
Изучение элементов вязания при
оформлении изделия
Изучение сборки и соединения деталей
вязаного изделия
Узоры для пледов, накидок
Изучение разных квадратных узоров
вязания для пледа
Изучение чтения схем узоров
Изучение технологии вязания сумки и 2
отделочных элементов
Самостоятельная работа по схеме

42

Защита
минипроекта
Опрос

39.

Практич.занятие

3

Самостоятельная работа по схеме

40.

Практич.занятие

3

41.

Лекция

3

Декоративная отделка изделия.
Оформление работ
Особенности вязания объемных салфеток

42.

Беседа
Практич.занят,
демонстрация
Беседа
Практич.занят
Практич.занятие

3

Беседа,
Практич.занятие
Практич.занятие

3

Беседа
Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Практич.занятие

3

Беседа
Практич.занят
Беседа
Практич.занят
Практич.занятие,
демонстрация

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

3
3

3

Демонстрация иллюстраций готовых
изделий, схем, используемых для
изготовления салфеток
Разбор схем, описаний, изучения правил и
техники вязания салфеток
Совершенствование умений и навыков
вязания круглого и овального полотна
Изучение изменения длины овальной
салфетки при вязании
Оформление готового изделия

Опрос

Опрос

3

Изучение способов накрахмаливания и
насахаривания готовых изделий
Вязание ажурных носочков

3

Вязание ажурных носочков

3

Разбор описания схем. Техника вязания

Опрос

3

Провязывание пятки, мыска и основного
полотна носка
Различные схемы вязания ажурного
полотна

Защита
минипроекта

3

43

Опрос

53.

Практич.занятие

3

54.

3

55.

Беседа
Практич.занят
Практич.занятие

56.

Лекция

3

57.

Беседа
Практич.занят
Практич.занятие

3

Беседа
Практич.занят
Беседа
Практич.занят

3

58.
59.
60.

3

3

3

Выборочная работа над элементами
украшений, разработка схемы
Совершенствование и закрепление
полученных умений и навыков
Контроль качества и подведения итогов
Разработка творческого проекта и образа
будущего изделия
Представление образа будущего изделия
(выступление учащихся)
Реализация творческого проекта, сборка
материалов
Работа в библиотеке и в интернете
Разработка схем, описание порядка
вязания

44

Опрос
Защита
минипроекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».