программа Радуга

~1~

Пояснительная записка
Программа «Радуга» относится к программам художественно-декоративной
направленности. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают
культуру своей и других стран, приобретают практические навыки
изобразительного искусства.
Каждый педагог желает счастья своим учащимся, и именно поэтому он
«должен воспитывать их не для счастья, а подготавливать к труду жизни» и всей
своей деятельностью способствовать формированию и развитию ребенка как
личности, обладающей теми полезными качествами, которые нужны для жизни в
обществе: высокой нравственностью, ответственностью перед своей совестью и
обществом, внутренней свободой, профессионализмом, творческим мышлением.
А все эти качества личности создают фундамент для счастливой, духовно
богатой, творчески полноценной жизни, для самореализации в любой сфере
жизни.
Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это
способ познания мира и самовыражения.
Взрослые лишь должны создать условия для творческой деятельности
ребенка.
Направленность программы.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие
эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами
художественного
языка,
получение
эмоционально-ценностного
опыта,
эстетического
восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в
дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы и обучении
искусству диктует необходимость экспериментирования ребѐнка с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для
создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и
техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному
творчеству.
Актуальность программы.
Новизна, актуальность данной программы определяются следующими
факторами:
 программа предполагает непрерывный цикл обучения изобразительному
искусству и росписи (на различном материале), приобщая детей к творчеству.
 помимо традиционных искусств предметов (рисунок, живопись,
композиция) в программу в кружке введены разделы «Батик», роспись по ткани и
роспись на различном материале.
Этим расширяет диапазон творческих возможностей учащихся через
воспитание конструктивного типа мышления и, таким образом, способствует их
профессиональному самоопределению.
~2~

Такой предмет как «Батик» позволяет выразить свои творческие идеи
непосредственно в материале. В настоящее время батик (ручная роспись ткани)
занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет в себе
особенности и достоинства акварели, графики, витража. Занятия этим видом
творчества развивает декоративное мышление, фантазию, чувство стиля и
колорита, расширяет диапазон творческих возможностей ребенка, приобщает его
к истокам национальных культур. Это усиливает социальную защиту за счет
освоения ими начальных профессиональных навыков в области росписи ткани,
росписи на различном материале и применения их для изготовления
конкурентоспособных изделий.
Цель и задачи программы
Цель программы – содействие в духовно-нравственном, эмоциональном,
эстетическом, интеллектуальном, физическом развитии личности воспитанников
средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и росписи и на
этой основе формирование и развитие художественно-творческих способностей,
создание условий для самоопределения и самореализации личности по данной
программе.
Задачи программы:
Учебные задачи:
 формирование художественных знаний;
 формирование и развитие практических умений и навыков в
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и росписи;
 формирование и развитие навыков восприятия духовного опыта великих
мастеров искусства.
Воспитательные задачи:
 воспитание художественного вкуса, чувство стиля, усидчивости и
трудолюбия,
ответственности
при
выполнении
любой
работы,
целеустремленности и самостоятельности;
 развитие способности сопереживания;
 содействие в накоплении опыта творческой деятельности, навыков
ценностных отношений;
 воспитание толерантности;
 формирование потребности в здоровом образе жизни;
 содействие в социализации личности.
Развивающие задачи:
 формирование и развитие активного эстетического отношения к природе,
человеку, обществу, к искусству, к народным художественным традициям.
 развитие увлеченности изобразительным искусством и росписи;
 содействие в развитии
образного мышления, в том числе
наблюдательности, зрительной памяти, внимания, творческой фантазии,
художественного воображения, способности к визуализации идей.

~3~

Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного
труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий,
коридоров.
Кроме того, выполненных на занятиях художественные работы
используются как подарки для родных, друзей и т.д.
Общественное положение результатов художественной деятельности
школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Формы подведения итогов
 участие лучших работ в выставках и конкурсов городского, областного и
всероссийского уровней;
 просмотр техник работ обучающихся.
В процессе занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотров иллюстративного материала, презентаций и подкрепляется
практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать работу с учащимися более
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Дети, в процессе усвоения
программных требований, получают
допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в
профессиональных учебных заведениях.
Учащийся 1 года обучения должен знать:
 отличительные особенности основных видов и жанров в изобразительном
искусстве и росписи;
 ведущие элементы изобразительной грамоты и росписи: линия, штрих,
тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые
цвета;
 об основах цветовидения, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Учащийся 1 года обучения должен уметь:
 передать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
 передать на ткани форму, цветовидение;
 понимать что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
 выполнять декоративные работы на ткани и бумаге;
 владеть гуашевыми, акварельными, акриловыми красками и графическим
материалом.
~4~

Учащийся 2 года обучения должен знать:
 отдельные произведения выдающихся мастеров русского и зарубежного
изобразительного искусства прошлого и настоящего;
 закономерности строения изобразительных предметов; закономерности
наблюдательной, линейной и воздушной перспективы; светотени, элементы
цветовидения, композиции;
 различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, акриловыми
красками;
 роль искусства росписи и изобразительного искусства в духовной жизни
человека.
Учащийся 2 года обучения должен уметь:
 применять на практике законы цветовидения, правила рисунка, живописи
и композиции, чувствовать и уметь передать гармоническое сочетание цветов,
тональные и цветовые отношения.
 выполнять небольшие работы на ткани в формате А3, А2;
 правильно определять размер, форму, пропорцию предметов, как на
бумаге, так и на ткани;
 передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
 передать в рисунке, живописи и в сюжетных работах объем, как на
бумаге, так и на ткани;
 искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
 приобрести навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
Учащийся 3 года обучения должен знать:
 сложные приемы работы карандашом;
 сложные приемы соотношения цветов;
 иметь понятие о разных росписях;
 соотношение различных видов росписи;
 как высказать свою точку зрения, и правильно воспринимать критику к
себе;
 как проявить интерес к обсуждению выставок;
 делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислуживаться к их мнению.
Учащийся 3 года обучения должен уметь:
 применять на практике сложные приемы в рисунке – работа карандашом,
в живописи – работа акварелью, в композиции работа гуашью;
 применять на практике навыки хохломской росписи, японского батика,
росписи по керамике, росписи по дереву и по стеклу;
 применять навыки и умения графических работ, при этом создавать свое
в этом направлении.
~5~

Режим занятий
Программа рассчитана на 3 года обучения, кружок комплектуется из детей
от 7 до 15 лет. Всего в объединении 5 групп обучающихся. Занятия проводятся: 2
раза в неделю по 2 часа, 114 часа в год – 1 год обучения. Количество учащихся в
одной группе : 10-12 человек, 2 и 3 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 216
часов в год. Количество учеников в одной группе: 8-10 человек.
На индивидуальные занятия для одаренных детей отводится 3 часа в
неделю.
Формы аттестации и оценочные материалы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в следующей форме:

Контрольная работа по пройденному материалу;

Выставки детских работ;

Конкурсы;

Стартовая диагностика. Тестирование;

Срезы знаний ЗУН. Тестирование;

Итоговая выставка детских работ.
Организационно-педагогические условия реализации программы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГАММЫ
Занятия проводятся в помещении соответствующим требованиям
санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности.
Оборудование:
 Для педагога – стол и стул, шкафы или стеллажи для хранения работ,
подрамников, красок;
 Для учащихся – столы, стулья;
Оснащение:
Компьютер для показа презентаций по теме, видеороликов, доска, мел,
ватман, карандаши, краски (гуашь, акварель), подрамники, палитры, ластик,
краски (для батика, акриловые) резерв, контуры, различные виды тканей, баночки
для воды.
Инструменты: кисти, кнопки-гвоздики, степлер, губки, ножницы.
Дидактические материалы: наглядные пособия, художественные альбомы,
журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, таблицы.
Необходимые для занятий материалы приобретаются за счет родителей
индивидуально для каждого ребенка.
В учебно-воспитательном процессе используются:
~6~

 Подборка литературы по истории мирового искусства, декоративноприкладному искусству, альбомы художников;
 Методические таблицы и пособия;
 Цветовой круг;
 Основы построения композиций;
 Растительные, геометрические;
 Построение композиции в полосе, круге, квадрате;
 Виды батика;
 Виды росписи.

~7~

Учебно-тематический план I года обучения
№
п/п

Наименование предмета,
тема

1. Организационная работа
2.
Вводное занятие
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

Инструктаж по технике
безопасности
Тема 1. Осень, изограмота (и
все что связано с ней).
Тема 2. Зоопарк, изограмота
Тема 3. Графика и ее
разновидности
Тема 4. Морской мир,
изограмота
Тема 5. Цветы, батик
Тема 6. Дагестан (и все что
связано с ним)
Тема 7. Зима (и все что с ней
связано)
Тема 8. Натюрморт
(изограмота)
Тема 9. Праздничная
роспись, батик
Тема 10. Волшебный мир,
батик, изограмота
Тема 11. Разновидности
праздников каждого времени
года, изограмота
Тема 12. Культурнодосуговая детятельность
Итоговое занятие, выставка
работ

Количество часов
теория
практика
всего

Формы
аттестационного
контроля

8
2

8
2

2

2

стартовая
диагностика
опрос

2

14

16

опрос, выставка

2

8
8

10
8

опрос, выставка
выставка

6

6

выставка

14
10

14
12

выставка
опрос, выставка

12

12

4

12

16

промежуточная
диагностика
опрос, выставка

2

12

14

опрос, выставка

6

6

выставка

2

6

8

опрос, выставка

4

4

8

опрос, выставка

2

2

Итоговая
диагностика

114

144

2

30

~8~

Календарно-тематический план I год обучения
№ Число,
п/п месяц

1.

Время
Форма занятия
проведе
ния
занятия
беседа

Количе
ство
часов
2

Тема занятия

Организационная
работа
Организационная
работа
Организационная
работа
Организационная
работа
Вводное занятие

2.

беседа

2

3.

беседа

2

4.

беседа

2

5.

беседа

2

6.

беседа

2

7.

Беседа

2

Инструктаж по
технике
безопасности
Осень (изограмота)

8.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

2

Осень (изограмота)

2

Осень (изограмота)

2

Осень (батик)

2

Осень (батик)

2

Осень (батик)

2

Осень (батик)

2

Осень (батик)

2

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие

2

Зоопарк
(изограмота)
Зоопарк
(изограмота)
Зоопарк
(изограмота)
Зоопарк
(изограмота)
Зоопарк
(изограмота)
Графика и ее
разновидность
Графика и ее
разновидность

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

2
2
2
2
2

~9~

Место
проведения

Форма
контроля

стартовая
диагнос-ка
опрос

выставка

выставка

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
лекция

2

34.

практическое
занятие

2

35.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

2

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

2

Графика и ее
разновидность
Графика и ее
разновидность
Морской мир
(изограмота)
Морской мир
(изограмота)
Морской мир
(изограмота)
Цветы (изограмота)

2

Цветы (изограмота)

2

Цветы (изограмота)

2

Цветы (батик)

2

Цветы (батик)

2

2

Праздничная
роспись изограмота
Беседа об
изобразительном
искусстве
Воспитательное
мероприятие
Дагестан
Дагестан
(изограмота)
Дагестан
(изограмота)
Дагестан
(изограмота)
Дагестан
(изограмота)
Дагестан
(изограмота)
Зима (изограмота)

2

Зима (изограмота)

2

Зима (батик)

2

Зима (батик)

2

Зима (батик)

2

Зима (батик)

2
2
2
2

2

2
2
2
2

~ 10 ~

выставка

выставка

контр-я
работа
выставка

выставка

практическое
занятие
беседа

2

Зима (батик)

2

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция

2

66.

практическое
занятие

2

67.

практическое
занятие

2

68.

практическое
занятие

2

Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Натюрморт
(изограмота)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Праздничная
роспись (батик)
Волшебный мир
(изограмота)
Волшебный мир
(изограмота)
Волшебный мир
(изограмота)
Воспитательное
мероприятие
Разновидность
праздников времени
года
Разновидность
праздников времени
года
Разновидность
праздников времени
года
Разновидность
праздников времени

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

~ 11 ~

выставка

выставка

выставка

выставка

69.

практическое
занятие

2

70.

беседа
практическое
занятие
беседа
выставка

2

71.
72.

2
2

года
Разновидность
праздников времени
года
Воспитательное
мероприятие День
толерантности
Выставка работ
Итоговое занятие

~ 12 ~

контр-я
работа

выставка

Содержание Iгода обучения
Раздел 1.
Организаторская работа: 8 ч. (теория)
Формирование групп учащихся.
Знакомство и беседа с родителями.
Запись детей по расписанию. Ведение журнала. Формирование групп.
Раздел 2. Введение
Вводное занятие – 2 ч. (теория)
Знакомство с программным содержанием занятий творческого объединения
«Радуга».
Раздел 3. Инструктаж по технике безопасности – 2 ч.
Беседа по противопожарной технике безопасности. Провести беседу, как
вести себя при пожаре, а также о технике безопасности в данном творческом
объединении.
Раздел 4. Осень. 2ч. теории
Рассказать и наглядно показать какая бывает осень. Рассказать о теплой
цветовой гамме. Спросить ребят, какое у них отношение к осени. В каких цветах
они видят ее.
Осень - 2ч. практики
На формате А3 рисуют простым карандашом осенний пейзаж. Педагог
помогает правильно сделать компоновку рисунка.
Осень - 2ч. практики
Учащиеся, сделав рисунок переходят к цветовому решению. При этом
педагог помогает детям какая цветовая гамма осени. Работа выполняется
акварелью или гуашью. Дети начальных классов работают также цветными
карандашами.
Осень - 2ч.
Завершают тему Осень и при этом не упускают мелкие детали в работе,
которые дают работе законченность.
Осень.
Осенние листья – 2ч. (практика)
Учащиеся на альбомном листе или ф. А3 наглядно и по памяти рисуют
листья разных деревьев (разной формы). Затем находят правильное цветовое
решение. Педагог помогает в процессе работы.
Осень. Декоративные листья.
Учащиеся на формате А3 рисуют листья, используя разные геометрические
решения. В цвете эту работу выполняют гуашью, эта краска более близка к
декоративному решению.
Осень.
Осенняя фантазия – 2 ч. практика.
На формате А3 фантазируя как в рисунке, так и в цвете, выполняют работу.
Раздел 5. Зоопарк -2 ч. (теория)
~ 13 ~

Знакомство с анималистическим жанром. Жанр изобразительного
искусства, основным объектом которого являются животные.
Зоопарк - 2 ч. (практика)
На ф. А3 учащиеся карандашом делают рисунок. При этом обдумывая,
каких животных они рисуют – домашних или диких.
Зоопарк - 2 ч. (практика)
Уже на готовом рисунке карандашом, учащиеся выполняют ее в цвете. Дети
начальных классов так же работают цветными карандашами или мелками.
Зоопарк
Вымышленное животное – 2 ч. (практика)
Фантазируя, ребята рисуют вымышленное животное. При этом каждый
выбирает животное по своему усмотрению, и превращая его в придуманного.
Раздел 6. Графика – 2 ч. (теория)
Обучить первым навыкам графики - линия, штрихи, пятна, точки.
Графика – 2 ч. (практика)
Показать как можно применять цвет, объяснить что в графике цвет играет
вспомогательную роль.
Графика – 2 ч. (практика)
На ф. А3 сделать несложные графические работы, при этом использовать
разные предметы растений, насекомых.
4 занятие – 2 ч. (практика)
Сделать свою индивидуальную графическую работу, с использованием
приобретенных навыков.
Раздел 7. Цветы (батик) – 2ч. (теория)
Знакомство с росписью, техникой колоритом. Беседа о разных видах цветов,
их особенности.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
На ф.А2 сделать рисунок карандашом. Найти правильную компоновку.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
На деревянную рамку натянуть степлером белую ткань (батист, шифон,
сатин). Затем снизу подставить готовый рисунок с изображением цветов и
перевести на ткань.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
Используя резерв – специальный состав, который наносят на контур
рисунка, для того чтобы при нанесении краски рисунок не растекался.
И ждем пока он засохнет.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
На ткань, где уже есть рисунок с наведенным резервом уже подсохшим.
Учащиеся начинают наводить цвет. Используют краски «акриловые» для ткани
или краски «батик».
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
Учащиеся продолжают работу в цвете. Находят форму цветов, их цвет и
характер.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
~ 14 ~

Идет продолжение работы в цвете. При этом работа становится
насыщенной.
Цветы (батик) – 2ч. (практика)
Завершение работы, с помощью цветных контуров работы выглядит
особенно ярко. Цветные контуры наводят как по контуру рисунка, так и в любых
других местах.
Раздел 8. Дагестан (и все что связанно с ним) 2 ч. (теория)
Ознакомить с достопримечательностями Дагестана, с природой,
архитектурой, культурой.
Дагестан – 2 ч. (практика)
Выполнить композицию на ф. А3 или А2. Рисовать природу Дагестана –
горы (научить смешивать цвета) так как смешанные цвета необходимы при
рисовании природы.
Дагестан – 2 ч. (практика)
Рисовать архитектуру Дагестана. Здания (обучить навыкам рисования
перспективы).
Дагестан – 2 ч. (практика)
Рисовать цветовую гамму природы Дагестана. использовать 2 и более
цветов в смешивании.
Дагестан – 2 ч. (практика)
На ф. А3 сделать различные зарисовки.
Помогает развитию памяти, художественного мышления.
Дагестан – 2 ч. (практика)
Свободная тема – Дагестан.
Научить рисовать сюжетную композицию используя наглядные пособия и
по памяти.
Раздел 9. Зима – 2 ч. (теория)
Научить рисовать композицию по памяти.
Рисуя зиму рассказать о холодной цветовой гамме и как можно составить
дополнительные холодные цвета.
Работа на ф. А3.
Зима – 2 ч. (практика)
Научить рисовать зимнюю сказку по представлению использовать сюжеты
из русских народных сказок.
Зима.
Зимнее прощание – 2 ч. (практика)
Научить правильно передавать свое зимнее настроение на бумаге.
Выполнить композицию используя различные методы (брызги, графические
навыки).
Зима.
Снежные узоры – 2 ч. (практика)
Выполнить композицию в ф. А3. Нарисовать снежные узоры. Развивать
фантазию и художественные навыки.
Зима.
~ 15 ~

Снежинки – 2 ч. (практика)
Выполнить работу на ф. А3. Найти правильную компоновку и размер
снежинок, используя геометрические фигуры. Развитие наблюдательности
художественного вкуса.
Зима.
Новогодняя сказка – 2 ч. (практика)
Найти правильную компоновку на ф. А2. Развитие наблюдательности и
фантазии.
Зима.
Зимняя ночь – 2 ч. (практика)
Найти правильную цветовую гамму, правильную компоновку.
Раздел 10. Натюрморт - 2 ч. (теория)
Рассказать о таком жанре как натюрморт. Что в натюрморте используют
только обиходные обыденные вещи (неодушевленные предметы).
Натюрморт - 2 ч. (теория)
Рассказать учащимся о правильной компоновке натюрморта – их
соответствии со смыслом и художественной задачей.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Декоративный натюрморт.
Выполнить работу на ф.а3. Развивает внимательность художественный
вкус. Умение рисовать с натуры, умение видеть в простых вещах оригинальные
формы. Сделать работу акварелью.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Декоративный натюрморт.
Продолжение темы: развивать креативность, творческое воображение,
мышление. Научить видеть в природных линиях простые формы.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Декоративный натюрморт.
Обучить школьников работе с разными материалами, развить у них чувство
стиля, гармонии и красоты.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Фрукты.
Научить правильной компоновки форм, размера и цвета (сочетание). А
также свет и тень с помощью которого появляется объем.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Цветы.
Развить художественный вкус, навыки в рисовании природных элементов.
Красивому сочетанию оттенков.
Натюрморт - 2 ч. (практика)
Дагестанский натюрморт.
Ознакомить с дагестанкам кувшином,
элементами, и цветовым
решением.
Правильно сделать компоновку.
Раздел 11. Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (теория)
~ 16 ~

Найти композиционное решение. Объяснить о правилах цвета и состава.
(резерв)
Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (теория)
Выбрать праздничную тематику. Сделать рисунок на ткани.
Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (практика)
Используя прозрачный или цветной резерв аккуратно по контуру рисунка
нанести.
Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (практика)
Найти правильное композиционное решение, выполнить сложную работу.
Научить правильно передавать праздничную тематику. Развивать
художественный вкус и фантазию.
Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (практика)
Использовать контуры (серебро и золото) для более яркого эффекта.
Использовать множество деталей.
Праздничная роспись.
Праздничная открытка.
На ф. А3 или А4 сделать праздничную открытку, согнув на 2 части. С
лицевой стороны нарисовать праздничный рисунок.
Данное художественное решение развивает художественный вкус,
фантазию.
Праздничная роспись (батик) - 2 ч. (практика)
Праздничная открытка.
Развивает креативность.
С помощью природного материала оформляем открытку.
Развивает фантазию, внимательность, художественный вкус.
Раздел 12. Волшебный мир - 2 ч. (теория)
Работа делается на ткани или ватмане. Сюжетная композиция развивает
художественный вкус, воображение, мышление. Делаем рисунок карандашом.
Волшебный мир - 2 ч. (практика)
Цветовое решение в данной композиции развивает чувство вкуса,
креативности, умение видеть светлые и темные пятна в композиции.
Волшебный мир - 2 ч. (практика)
За счет теплой или холодной гаммы, передается характер данной
композиции, ее харизма и оригинальность.
Раздел 13. Разновидности праздников каждого времени года – 2 ч.
(теория)
Осень 1 сентября. Предать праздничное настроение время года (работа на
ф.А2)
Разновидности праздников каждого времени года – 2 ч. (практика)
Зима. Новый год. Передать праздничное настроение, времени года и
харизму данного праздника. Развивает художественный вкус,
мышление,
фантазию (ф. А2, гуашь).
Разновидности праздников каждого времени года – 2-3 ч. (практика)
Весна 8 марта.
~ 17 ~

Передать праздничное настроение, время года и харизму данного
праздника. Развивает креативное мышление (ф. А2 , гуашь, акварель).
Разновидности праздников каждого времени года – 2-3 ч. (практика)
Лето. Каникулы.
Передать летнее настроение, время года, и харизму данной композиции.
Развивает художественный вкус, фантазию, мышление. (ф. А.3 или А2, гуашь).
Раздел 14. Что я больше всего люблю рисовать 1-2 ч. (практика)
Выполняется композиция на свободную тему. Развивает художественный
вкус, мышление и фантазия (ф. А.3 или А2).
Воспитывает самостоятельность, внимание
Итоговое занятие – 2 ч. (практика)
Выставка работ.

~ 18 ~

Учебно-тематический план II года обучения
№
п/п
1.
2.

Организационная работа
Вводное занятие

3
3

3
3

3.

Инструктаж по технике
безопасности
Тема 1. Батик
(разновидности тем и
росписи)
Тема 2. Осень. (сложные
моменты в рисунке и в
цвете) изограмота, батик.
Проект, поиск информации.
Тема 3. Графика (сложные
моменты) изограмота
Тема 4. Вода (и все что
связано с ней) изограмота
Тема 5. Цветовая сложность,
батик, изограмота
Тема 6. Дагестан (и все что с
ним связано) батик,
изограмота. Проект, поиск
информации
Тема 7. Зима (сложные
моменты в рисунке и цвете)
батик, изограмота
Тема 8. Натюрморт (слодные
постановки) изограмота
Тема 9. Праздничная
роспись. батик
Тема 10. Мир фантазий
(сложные моменты) батик,
изограмота
Тема 11. Растительные
мотивы. изогамота
Тема 12. Весна. (сложные
моменты в рисунке и в
цвете) батик, изограмота
Культурно-досуговая
деятельность
Посещение худ. фонда
Итоговое занятие, выставка
работ учащихся

3

3

Формы
аттестационного
контроля
опрос
стартовая
диагностика
опрос

4.

5.

6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.

14.
15.

16.
17.
18.
19.

Наименование предмета,
тема

Количество часов
теория
практика
всего

3

18

21

опрос, выставка

3

15

18

опрос, выставка

3

12

15

опрос, выставка

12

12

выставка

9

9

выставка

3

15

18

промежуточная
диагностика

3

15

18

опрос, выставка

3

12

15

опрос, выставка

3

9

12

опрос, выставка

18

18

опрос, выставка

15

15

выставка

3

15

18

опрос, выставка

6

6

12

опрос, выставка

3
3

3

3
6

опрос
итоговая
диагностика

42

174

216

~ 19 ~

Календарно-тематический план II года обучения
№ Число, Время
Форма
п/п месяц проведения занятия
занятия
1. 1
беседа
1
2.
беседа

Колич. Тема занятия
часов
3
3

беседа
лекция
беседа

3

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция

3

12.

практическое
занятие

3

13.

практическое
занятие

3

14.

практическое
занятие

3

15.

практическое
занятие

3

16.

практическое
занятие

3

17.

беседа

3

18.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое

3

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

19.
20.

3

3
3
3
3
3
3

3
3

Форма
контроля

Организационная
работа
Вводное занятие

опрос

Инструктаж по
технике безопасности
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Батик (разновидности
тем и росписи)
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете). Проект
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете)
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете)
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете)
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете)
Осень (сложные
моменты в рисунке и
в цвете)
Графика (сложные
моменты, изограмота)
Графика (сложные
моменты, изограмота)
Графика (сложные
моменты, изограмота)
Графика (сложные

опрос

~ 20 ~

опрос

тестир-е
опрос,
выставка

защита
проекта

занятие
практическое
занятие
беседа

3

23.

практическое
занятие

3

24.

практическое
занятие

3

25.

практическое
занятие

3

26.

беседа

3

27.

практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция

3

30.

практическое
занятие

3

31.

практическое
занятие

3

32.

практическое
занятие

3

33.

практическое
занятие

3

34.

практическое
занятие

3

35.

беседа
лекция

3

36.

практическое
занятие

3

37.

практическое
занятие

3

38.

практическое
занятие

3

21.
22.

28.
29.

3

3
3

моменты, изограмота)
Графика (сложные
моменты, изограмота)
Вода (и все что
связано с ней)
изограмота
Вода (и все что
связано с ней)
изограмота
Вода (и все что
связано с ней)
изограмота
Вода (и все что
связано с ней)
изограмота
Цветовая сложность
батик, изограмота
Цветовая сложность
батик, изограмота
Цветовая сложность
батик, изограмота
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота. Проект
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота
Дагестан (и все что
связано с ним)
изограмота
Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)
Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)
Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)
Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)

~ 21 ~

опрос,
выставка

выставка

выставка

контр-я
работа

защита
проекта

39.

практическое
занятие

3

40.

практическое
занятие

3

41.

лекция

3

42.

практическое
занятие

3

43.

практическое
занятие

3

44.

практическое
занятие

3

45.

практическое
занятие

3

46.

беседа

3

47.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

3

51.

практическое
занятие

3

52.

практическое
занятие

3

53.

практическое
занятие

3

54.

практическое
занятие

3

55.

практическое
занятие

3

56.

лекция

3

57.

практическое
занятие

3

48.
49.
50.

3
3
3

Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)
Зима (сложные
моменты в рисунке и
цвете)
Натюрморт (сложная
постановка)
изограмота
Натюрморт (сложная
постановка)
изограмота
Натюрморт (сложная
постановка)
изограмота
Натюрморт (сложная
постановка)
изограмота
Натюрморт (сложная
постановка)
изограмота
Праздничная роспись
батик
Праздничная роспись
батик
Праздничная роспись
батик
Праздничная роспись
батик
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Мир фантазий
(сложные моменты)
батик, изограмота
Растительные
мотивы, изограмота
Растительные
мотивы, изограмота

~ 22 ~

опрос,
выставка

опрос,
выставка

беседа,
выставка

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

3

62.

практическое
занятие

3

63.

практическое
занятие

3

64.

практическое
занятие

3

65.

практическое
занятие

3

66.

практическое
занятие

3

67.

практическое
занятие

3

68.

практическое
занятие

3

69.

лекция

3

70.

экскурсия

3

71.

практическое
занятие
беседа

3

58.
59.
60.
61.

72.

3
3
3

3

Растительные
мотивы, изограмота
Растительные
мотивы, изограмота
Растительные
мотивы, изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Весна (сложные
моменты в рисунке и
в цвете) батик,
изограмота
Воспитательное
мероприятие День
здоровья
Посещение худ.
фонда
Итоговое занятие.
Выставка работ
Обсуждение о
полученных знаниях

~ 23 ~

выставка

выставка

опрос
опрос
контр-я
работа
выставка

Содержание II года обучения
Раздел 1. Организационная работа – 3 ч. Теория.
Формирование групп учащихся.
Знакомство и беседа с родителями.
Запись детей по расписанию. Ведение журнала. Формирование групп.
Раздел 2. Введение
Вводное занятие – 3ч. (теория)
Знакомство с программным содержанием занятий творческого объединения
«Радуга».
Раздел 3. Инструктаж по технике безопасности – 3 ч. (теория)
Беседа по противопожарной технике безопасности. Провести беседу, как
вести себя при пожаре, а также о технике безопасности в данном творческом
объединении.
Раздел 4. Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (теория)
Рассказать об истории батика и различных видах росписи, об их родине,
особенностях росписи и т.д.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (теория)
Японская роспись – виды, особенности, техника.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (практика)
Китайская роспись - виды, особенности, техника.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (практика)
Индия - особенности росписи, виды, техника.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (практика)
Европа - особенности росписи, виды, техника.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (практика)
Россия - особенности росписи, виды, техника.
Батик (разновидности тем и расписание) - 3 ч. (практика)
Мексика - особенности росписи, виды, техника.
Раздел 5. Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик,
изограмота – 3 ч. (теория). Проект.
Рассказать и наглядно на рисунках показать всю красоту осени, а также о
колорите осени.
Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
Сделать рисунок на ватмане, при этом не забывать о мелких деталях,
которые играют очень важную роль.
Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
Рисунок, сделанный на ватмане переводится на ткань, легким контуром на
ткань.
Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
~ 24 ~

Легким слоем наносим резерв по контуру рисунка на ткань и даем ему
подсохнуть.
Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
Акриловыми красками или красками Батика, наносим с помощью кистей на
ткань.
Осень (сложные моменты в рисунке и цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
Завершаем работу в цвете, при этом для эффекта добавляем контуры разных
видов.
Раздел 6. Графика (сложные моменты) изограмота 3 часа (теория)
Идет беседа – что такое «графика».
Сложные моменты, техника.
Графика (сложные моменты) изограмота 3 часа (практика)
На формате А2 или А3 начать работу.
Из простых моментов в графике, перейти на сложные.
Графика (сложные моменты) изограмота 3 часа (практика)
Идет продолжение работы, начинают использовать разные виды и техники в
графике.
Графика (сложные моменты) изограмота 3 часа (практика)
Графика делается с помощью простого карандаша, черной, краской.
Графика (сложные моменты) изограмота 3 часа (практика)
В рисунке по графику, можно вводить цвет. Для начала достаточно 1-3
цветов.
Раздел 7. Вода (и все что связано с ней) изограмота – 3 часа (теория)
Океан и море – сделать рисунок, и показать цветовую гамму воды.
Вода (и все что связано с ней) изограмота – 3 часа (практика)
Река и водопад – сделать рисунок, и показать цветовую гамму воды.
Вода (и все что связано с ней) изограмота – 3 часа (практика)
Вода в сосуде – натюрморт.
Сделать правильную компоновку рисунка, в цвете показать воду в сосуде.
Вода (и все что связано с ней) изограмота – 3 часа (практика)
Дождь – нарисовать и сделать в цвете.
Раздел 8. Цветовая сложность, батик, изограмота – 3 часа (теория)
Сложность в оттенках разных цветов.
Цветовая сложность, батик, изограмота – 3 часа (практика)
Сложность – светлый и темный цвет.
Цветовая сложность, батик, изограмота – 3 часа (практика)
Сложность – в сочетании друг с другом.
Раздел 9.Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч.
(теория)
Рассказать о Дагестане (культура, быт, отдых). Проект.
Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч. (практика)
~ 25 ~

На ф. А2 или А3 нарисовать с помощью карандаша, один из уголков
Дагестана. Тематика рисунка может быть связана с культурой, бытом, отдыхом.
Нужно найти правильную компоновку предметов.
Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч. (практика)
Рисунок сделанный на ватмане, переводится на ткань, легким контуром на
ткань.
Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч. (практика)
Легким слоем наносим по контуру рисунка резерв на ткань и даем ему
подсохнуть.
Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч. (практика)
Акриловыми красками или красками батик наносим с помощью кистей на
ткань.
Дагестан (и все что связано с ним) батик, изограмота – 3 ч. (практика)
Завершаем работу в цвете, при этом для эффекта добавляем контуры разных
видов.
Воспитательное мероприятие
Новогодний праздник 3 ч. (теория)
Беседа о традициях праздника и сделать композицию на А3.
Раздел 10. Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик,
изограмота – 3 ч. (теория).
Провести беседу о зиме, какая гамма соответствует зиме, о том какие
праздники, сказки и пословицы связаны с зимой.
Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика).
На ф. А3 или А2 сделать рисунок, при этом не забывать о мелких деталях,
которые играют очень важную роль.
Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика).
Рисунок переводится на ткань.
Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика).
Легким слоем наносим резерв по контуру рисунка и даем ему подсохнуть.
Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика).
С помощью красок по ткани начинаем делать работу в цвете.
Зима (сложные моменты в рисунке и в цвете) батик, изограмота – 3 ч.
(практика).
Завершаем работу в цвете, при этом для эффекта добавляем контуры
разных цветов.
Раздел 11. Натюрморт (сложные постановки) изограмота 3 ч. (теория)
Рассказать учащимся о сложных моментах в компоновке предметов.
Натюрморт (сложные постановки) изограмота 3 ч. (практика)
На ф. А3 делаем рисунок, натюрморт рисуем в дагестанском стиле.
Находим правильную компоновку.
~ 26 ~

Натюрморт (сложные постановки) изограмота 3 ч. (практика)
Декоративный натюрморт выполняем в цвете. Используем краски гуашь.
Натюрморт (сложные постановки) изограмота 3 ч. (практика)
Натюрморт – делаем в цвете, акварелью. Находим сложные цвета.
Правильно сочетаем свет и тень.
Натюрморт (сложные постановки) изограмота 3 ч. (практика)
НА ф. А4 рисуем самостоятельно натюрморт. Определяем правильную
компоновку, свет, тень и цветовые решения.
Раздел 12. Праздничная роспись. Воспитательное мероприятие 3 ч.
(теория практика).
Провести беседу о том, как изготовить праздничную роспись, которая
актуальна для любого праздника. На ф. А4 делаем композицию по памяти.
Праздничная роспись (батик) 3 ч. (теория)
Сделать на ф. А2 рисунок и найти правильную компоновку.
В рисунке использовать детали, определяющие ее тематику.
Праздничная роспись (батик) 3 ч. (практика)
Делаем работу в цвете, используем яркие, но смешанные цвета. Пользуясь
разными приемами в батике для определенного эффекта.
Праздничная роспись (батик) 3 ч. (практика)
Завершаем работу и оформляем.
Раздел 13. Мир фантазий (сложные моменты) батик, изограмота – 3 ч.
(практика)
Сюжетная композиция, развивает художественный вкус, воображение,
мышление. На ф.А3 или А2 делаем рисунок карандашом. Находим правильную
компоновку.
Раздел 14. Растительные мотивы, изограмота – 3 ч. (теория)
Делаем на ф. А4 зарисовки растений графического метода. Развивает вкус,
креативность, фантазию.
Растительные мотивы, изограмота – 3 ч. (практика)
Делаем на А4 зарисовки растений в цвете. Развивает цветовой вкус,
креативность.
Растительные мотивы, изограмота – 3 ч. (практика)
На ф. А3 делаем одну из тем о растениях в рисунке.
Растительные мотивы, изограмота – 3 ч. (практика)
На ф. А3 делаем работу в цвете. При этом составляем цвета.
Раздел 15. Воспитательное мероприятие «Космос»
- 3ч. (теория
практика)
Идет беседа о космосе (планеты, звезды, созвездия). О человеке первым
полетевшем в космос. По памяти на ф.А4 учащиеся сделают композицию.
Раздел 16. Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика,
изограмота – 3 ч. (теория).
Провести беседу о весне, о том какая цветовая гамма свойственна этому
времени года.
~ 27 ~

Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика, изограмота – 3 ч.
(практика).
На ф. А3 или А2 сделать рисунок, найти правильную компоновку. В
рисовании использовать разные предметы, ранее изученные поэтапно (деревья,
дома, птицы и т.д.)
Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика, изограмота – 3 ч.
(практика).
Используя колорит весны сделать работу в цвете.
Данная работа развивает мышление и художественный вкус.
Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика, изограмота – 3 ч.
(практика).
На ф. А2 делаем рисунок карандашом, следим за компоновкой и не
забываем о мелких деталях.
Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика, изограмота – 3 ч.
(практика).
Переводим рисунок на ткань и обводим его резервом.
Весна (сложные моменты в рисунке и цвете) батика, изограмота – 3 ч.
(практика).
Заключительный этап, делаем работу в цвете.
Данная работа развивает художественный вкус, мышление, память.
Раздел 17. Посещение художественного фонда – 3 ч. (теория)
С ребятами посетить худ. Фонд. Для хи развития в изодеятельности.
Раздел 18. Итоговое занятие 3 ч.
Выставка работ учащихся 3 ч. (теория).

~ 28 ~

Календарно-тематический план III года обучения
№
п/п

Число,
месяц

Форма
занятия

Колич
часов

беседа

3

2.

беседа

3

3.

беседа

3

4.

беседа

3

5.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

3

1.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Время
проведени
я занятия

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

Организационная
работа
Вводное занятие

опрос

Инструктаж по технике
безопасности
Осень (на А2, батик
изограмота)
Осень (на А2, батик
изограмота)
Осень (на А2, батик
изограмота)
Осень (на А2, батик
изограмота)
Осень (на А2, батик
изограмота)
Осень (на А2, батик
изограмота)
Графика. Графические
работы, батик
Графика. Графические
работы, батик
Графика. Графические
работы, батик
Графика. Графические
работы, батик
Графика. Графические
работы, батик
Графика. Графические
работы, батик
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)
Натюрморт (сложные
постановки)

опрос

~ 29 ~

Опрос,
выставка

Опрос,
выставка

Опрос,
выставка

23.

беседа

3

24.

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
конкурс

3

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

3

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

3

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое

3

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

3
3
3
3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3

3
3
3

3
3

Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Зима (на ф.А2, батик,
изограмота)
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Воспитательное
мероприятие
Новогодний праздник
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Хохломская роспись
(изограмота, по дереву
Гжель (роспись,
изограмота)
Гжель (роспись,
изограмота)
Гжель (роспись,
изограмота)
Гжель (роспись,
изограмота)
Фантазия волшебство
(батик, изограмота).
Проект.
Фантазия волшебство
(батик, изограмота)
Фантазия волшебство
(батик, изограмота)
Фантазия волшебство
(батик, изограмота)
Воспитательное
мероприятие Зима
Цветы, растения (батик,
изограмота). Проект.
Цветы, растения (батик,
изограмота)
Цветы, растения (батик,

~ 30 ~

Опрос,
выставка
контр-я
работа

Опрос,
выставка

Опрос,
выставка

защита
проекта

48.
49.

занятие
практическое
занятие
беседа
лекция

3
3

50.

практическое
занятие

3

51.

практическое
занятие

3

52.

практическое
занятие

3

53.

практическое
занятие

3

54.

беседа
лекция
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа
лекция
практическое
занятие
практ.зан
выставка
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

3

практическое
занятие
практическое
занятие

3

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

68.
69.

3
3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3

3

изограмота)
Цветы, растения (батик,
изограмота)
Воспитательное
мероприятие Рисунок
(простым карандашом)
Воспитательное
мероприятие Рисунок
(простым карандашом)
Воспитательное
мероприятие Рисунок
(простым карандашом)
Воспитательное
мероприятие Рисунок
(простым карандашом)
Воспитательное
мероприятие Рисунок
(простым карандашом)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Расписная посуда
(изограмота, керамика)
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Воспитательное
мероприятие Космос
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Весна (ф. А3 А2, батик,
изограмота)
Воспитательное
мероприятие День
семьи
Насекомые (ф А3
насекомые)
Насекомые (ф А3
насекомые)

~ 31 ~

защита
проекта

Опрос,
выставка

Опрос,
выставка

Опрос,
выставка
опрос
Контр-я
работа

70.

71.
72.

беседа
практическое
занятие
экскурсия
практическое
занятие

3

3
3

Воспитательное
мероприятие
Праздничная роспись
Посещение худ фонда
Итоговое занятие

~ 32 ~

опрос
выставка

Содержание программы III года обучения
Раздел 1. Организационная работа – 3ч. (теория). Набор учащихся.
Формирование групп учащихся.
Знакомство и беседа с родителями.
Запись детей по расписанию. Ведение журнала. Формирование групп.
Раздел 2. Вводное занятие – 3 ч. теория.
Знакомство с программным содержанием занятий творческого объединения
«Радуга».
Раздел 3. Инструктаж по технике безопасности – 3 ч. теория.
Беседа про противопожарной технике безопасности. Провести беседу, как
вести себя при пожаре, а также о технике безопасности в данном творческом
объединении.
Раздел 4. Осень (на А2 батик) – 3 ч. Теория, 18 практики.
Сделать композицию, используя сложные моменты в рисунке и в цвете.
Развивает художественный вкус, индивидуальность, фантазию.
Раздел 5. Графика (графические работы, батик и изограмота) - 3 ч.
теория, 15 практики.
Работа выполняется на ф. А3, А2.
При рисовании используются навыки в рисовании сложных моментов, при
этом создавать индивидуальные занятия. Развивает креативность.
Радел 6. Натюрморты (сложные постановки) 3 ч. теории, 18 ч.
практики.
Главные этапы в натюрморте (показать и применить в работе).
Построение композиции, постановка света, обработка (постановка).
Работа выполняется акварелью или гуашью.
Раздел 7. Зима (на ф. А2, батик, изограмота) - 3 ч. теории, 15 ч.
практики.
В композиции использовать сложную постановку предметов, в цвете
использовать разнообразие оттенков каждого цвета.
При этом в работе учитывать свет и тень, близко и далеко, четкость и
расплывчивость.
Раздел 8. Хохломская роспись (изограмота, роспись по дереву) - 3 ч.
теории, 15 ч. практики.
Учащиеся узнают об истории и технологии хохломской росписи. На ф. А3
делают различные рисунки хохломской росписи. Выполняют работу в цвете. И
после значительных композиционных решений, выполняют работу на
деревянных изделиях (матрешка, доска кухонная, шкатулка и т.д.)
Раздел 9. Гжель роспись (изограмота, керамика) 12 ч. практики.
Учащиеся узнают об истории и технологии «гжель». На ф. А3делают
различные рисунки, росписи по гжели, используют наглядное пособие.
Выполняют работу в цвете. После значительных композиционных решений,
выполняют работу на керамическом материале (чашка, ваза, статуэтка и т.д.)
~ 33 ~

Раздел 10. Фантазия волшебство (батик, изограмота) - 3 ч. теории, 9 ч.
практики. Проект.
Учащиеся делают на ф. А2 работы карандашом, при этом проявляя всю
свою фантазию (тематика различная).
Нужно реальность воплотить в виртуальность. Также детьми делаются
работы на ткани. Данная работа развивает креативность.
Раздел 11. Цветы, растения (батик, изограмота) – 12 ч. Практики.
Проект.
На ф.А2, А3 учащиеся делают композицию. Рисуют в различных вариантах
данную тему (растительное, декоративные, абстрактную). А также пробуют
рисовать в графическом варианте. Работа делается как на ватмане, так и на ткани.
Развивает фантазию, художественный вкус, мышление.
Раздел 12. Рисунок простым карандашом - 3 ч. теории, 12 ч. практики.
Идет беседа о технике с простым карандашом. Где нужно иметь навыки,
пользуясь им. Сделать с учащимися многочисленные работы с простым
карандашом.
Развивает правильность линии в разных вариантах, мышление.
Раздел 13. Воспитательное мероприятие. Звѐздное небо - 3 ч. теории,
практики.
Тематика связана с днем космонавтики. Рассказать ребятам более обширно
о космосе. На формате А4 сделать работы акварелью и гуашью.
Раздел 14. Расписная посуда - 3 ч. теории, 15 ч. практики.
Идет беседа о расписной посуде (ручной работы), ее технологии. Учащиеся
делают на ф.А3 различные решения расписной посуды.
Выполняется работа на керамической, фаянсовой или фарфоровой посуде.
Раздел 15. Весна (на ф.а2 батик, изограмота) - 3 ч. теории, 15 ч.
практики.
Идет беседа о весне. О том какие художники запечатлели это время года в
своих работах, охарактеризовать их работы, сделать сравнение. Данная беседа
развивает мышление. На формате А2 сделать композицию гуашью или
акварелью. Сделать работу на ткани. Развивает художественный вкус.
Раздел 16. Воспитательное мероприятие. Собственное ЭГО в каждом из
нас - 3 ч. теории.
Провести беседу о той части человеческой личности, которая осознает,
собственное «Я» находится в контакте с окружающим миром посредством
восприятия.
Раздел 17. Насекомые (изограмота) - 12 ч. практики.
Сделать работы на ф.А3 простым карандашом, различные зарисовки
насекомых в подлинном варианте. А также в декоративном и графическом
решении. Развивает фантазию, художественный вкус.
Раздел 18. Посещение худ. фонда - 3 ч. теории.
Раздел 19. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся

~ 34 ~

Список литературы:
1. Изо для детей. Рисунок. Кэтрин Темпл
2. Виды и жанры изобразительного искусства для детей –
Сокольникова Н.М., Ломов С.П.
3. Художество без кисточки. Немешаева Е.
4. Роспись ткани: холодный батик. Гамаюнова О.
5. Его величество батик. Кочетова Н.
6. Сказки батика: о технике батика. Торчинский О.
7. Роспись по дереву. Василенко В.М.
8. Золотая хохлома. Емельянова Т.И.
9. Комодные игрушки для любования. Андреева О., Бежина И.
10. Искусство Гжели Мусина Р.Р.
11. Большое искусство - маленьким. Знакомим с натюрмортом.
12. Доронова Т. И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст
13. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у
детей
14. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития
дошкольников. Сказки Фиолетового Леса.
15. Жегалова С.К. Русская народная живопись

~ 35 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».