Программа Ментальная арифметика

Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами
математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации
полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного
мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом
возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно
поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего
ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном
влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная
арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью
абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о
смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно
включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на
нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим,
пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При
работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению
вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных маши6ти осваивают рано,
и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот
повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в
процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие
социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть
адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя
нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более
слабым
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 6-12 лет. Плавающий возрастной барьер
обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно
для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу
персонализации дополнительного образования посредством выстраивания
индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и
планируемые результаты.

Объем и срок освоения программы
Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и
вычитание) рассчитана на 1 год обучения (35 недель, 144 часов).
Формы обучения –очная и дистанционная. Совместное взаимодействие
педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной
реализации способностей ребѐнка
Особенности организации образовательного процесса
Программа обучения «Ментальная арифметика» строится в соответствии с
психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность
требований и нагрузок, предъявляемых ребѐнку в процессе занятий способствует
оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только
после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей,
вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации
посредством обучения счету на абакусе.
Основные задачи
Обучающие:
- совершенствованиевычислительных навыков с помощью арифметических счет
Абакус;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного
мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к
визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего
интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологииличностноориентированного деятельностного подхода;

Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализацииу детей.

Учебный план.
№

Название разделов и тем

Количество
часов
Всего

1
2

3

4

5

6

Организационная работа.

Теор

Формы
аттестаци
Практ и
/контроля

8

8

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Знакомство с ментальной арифметикой.
Абакус и его конструкция: «братья» и
«друзья». Правила передвижения бусинок,
использование большого и указательного
пальцев.
Знакомство с числами 1-4 на абакусе.
Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и
вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение
чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание
на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на
простое сложение и вычитание в пределах 1-9.
Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с
абакуса. Выполнение упражнений на простое
сложение и вычитание в пределах 10-99.

6

3

3

Наблюдение,
решение
примеров
на время

8

4

4

Наблюдение,
решение
примеров
на время

6

3

3

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на
абакусе. Определение чисел с абакуса в
пределах 100-999. Простое сложение в пределах
100-999. Решение примеров на простое
сложение в пределах 100-999. Простое
вычитание в пределах 100-999. Решение
примеров на простое вычитание в пределах
100-999. Выполнение упражнений на простое
вычитание и сложение в пределах 100-999.
Сложение с 5 методом «Помощь брата».
Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение
примеров на сложение методом «Помощь
брата».

6

3

3

Наблюдение,
решение
примеров
Наблюдение,
решение
примеров
на время

18

8

10

Наблюдение,
решение
примеров
на время

7

8

9

10
11

Вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые
упражнения на вычитание с 5. Выполнение
примеров методом «Помощь брата». Сложение
и вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Решение примеров на сложение и вычитание с
5 методом «Помощь брата».
Сложение с 10 методом «Помощь друга».
Формулы добавления чисел 1-9. Базовые
упражнения на сложение с 10. Решение
примеров на сложение с 10 методом «Помощь
друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга».
Формулы вычитания с 10 методом «Помощь
друга». Базовые упражнения на вычитание с 10.
Решение примеров на вычитание с 10 методом
«Помощь друга». Выполнение заданий на
сложение и вычитание с 10 методом «Помощь
друга».
Сложение комбинированным методом.
Формулы и базовые упражнения сложения
комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом.
Формулы и базовые упражнения вычитания
комбинированным методом.
Выполнение заданий на сложение и вычитание
комбинированным методом.
Многозначные числа. Простое сложение
вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с
5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь
друга», комбинированным методом.
Диагностика.
Культурно - досуговая деятельность.

36

18

18

Наблюдение,
решение
примеров
на время

18

8

10

Наблюдение,
решение
примеров
на время

18

8

10

Наблюдение,
решение
примеров
на время

10

10

Итоговое занятие.

2

2

Итого

144

75

69

Содержание программы
Раздел 1.
Теория: Организационная работа. Формирование групп учащихся. (8 часов).
Раздел 2.
Теория:Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей.Знакомство с ментальной
арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения
бусинок, использование большого и указательного пальцев. (3 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3часа)
Раздел 3.
Теория:Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе.
Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе.
Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое
сложение и вычитание в пределах 1-9. (4 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)
Раздел 4.
Теория:Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение
упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99 (8 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часа)
Раздел 5.
Теория:Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с
абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров
на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999.
Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение
упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999 (8 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часа)
Раздел 6.
Теория:Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4.
Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом
«Помощь брата».
Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые
упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата».

Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение
и вычитание с 5 методом «Помощь брата» (8 часов)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (10
часов)
Раздел 7
Теория:Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9.
Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом
«Помощь друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом
«Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на
вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и
вычитание с 10 методом «Помощь друга» (6 часов)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8
часов)
Раздел 7.
Теория:Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения
сложения комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения
вычитания комбинированным методом (10 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (14
часов)
Раздел 8.
Теория:Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата»,
«Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика (8 часа)
Практика:Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (10
часов)
Раздел 9.
Теория: Культурно-досуговая деятельность. Экскурсии, беседы,
воспитательные мероприятия. (10 часов)

Планируемые результаты
В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого
и указательного пальцев;
-уметь правильноиспользовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся
вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится
интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и
обработки информации посредством обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными,
отзывчивыми, уверенными в себе,

Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы
Материал

Количеств

Примечание

1
1
15

Для работы педагога
Для демонстрации информации
Для работы детей в классе и дома

1

Для работы педагога

о
Ноутбук
Интерактивный стол
Индивидуальные счѐты
Абакус
Демонстрационные счеты
Абакус
Стол, стул
Принтер
Флеш-карты
Настольно-печатные игры
Интерактивные, онлайн игры

8,16
1
100

Индивидуальное рабочее
ребенка
Для распечатки материала
Для работы педагога и детей

место

Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика для
каждого», «Маленькие гении»
Кадровое обеспечение: педагог ДО Кужагильдина В.Р., образование высшее
педагогическое
Формы аттестации: решение детьми примеров на время, проверка освоения
детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом,
показательные выступления одаренных детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость .
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)
Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
(диагностическая карта)

ФИО обучающегося ___________________________
Возраст (класс) ________
Показатели для
мониторинга
Эмоциональная
вовлеченность ребенка в
работу на занятии
Умение набирать и
распознавать числа 1-1000
на абакусе(работа двумя
руками, работа пальцами)
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
простым способом
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
с пятеркой методом
«Помощь брата»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
с десяткой методом
«Помощь друга»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
комбинированным
методом
Ментальный счет
Сформиро-ваны
увлеченность, толерантное
поведение, готовность и
способность вести диалог
со сверстниками и
педагогом
Способен к
самостоятельному поиску

Уровень на начало
учебного года

Уровень на конец
учебного года

методов решения
практических задач
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:
на счѐтах «Абакус»
при ментальном счете
(скорость, кол-во чисел)
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для
ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребѐнок пассивен в работе. Не владеет
основными полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребѐнку нравится выполнять задания с числами.
Ребѐнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью
педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребѐнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального
развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается
только относительно его предшествующих результатов.

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Основная группа детей будет обучаться на занятиях. Некоторые дети выбрали
дистанционное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-12
человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия,
соревнование в решении примеров на время.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное системнодеятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология
разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация
знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий,
проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил,
тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ
успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть.

Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С.
53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника //
Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счѐту дошкольников // Международный научный журнал
«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
9.http://menar.ru.com
10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11.Онлайн-тренажер «Абакус»

Инструкция по технике безопасности для детей
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в
классе
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из
кабинета
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями

4. Не включать электроосвещение и средства ТСО
5. Не открывать форточки и окна
6. Не передвигать учебные столы и стулья
7. Не трогать руками электрические розетки
8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов ТСО
- при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь
3. Подготовить своѐ рабочее место, учебные принадлежности
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО
4. Не переносить оборудование и ТСО
5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по
указанию педагога в организованном порядке
2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью
3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приводить своѐ рабочее место в порядок
2. Не покидать своѐ рабочее место без разрешения педагога
3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».