ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на развитие эстетического образования детей и подростков. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние, разработана модифицированная образовательная программа «Voice». Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Задачи программы: - Формирование устойчивого интереса к пению. - Обучение выразительному пению. - Обучение певческим навыкам. - Развитие слуха и голоса детей. - Формирование голосового аппарата. - Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма. - Сохранение и укрепление психического здоровья детей. - Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). - Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей всех возрастов занятия в творческом объединении «Voice» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Образовательная программа эстрадного вокала направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, формирование творческих способностей. У обучающихся в процессе занятий формируются вокально-технические, художественные навыки, развивается певческий голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, мышление, воображение, речь, нравственные чувства. В образовательном процессе используются различные методики, активные и интерактивные формы проведения занятий. Программой предусмотрено обучение вокальному мастерству, формирование и развитие у обучающихся певческих и исполнительских навыков, овладение специфическими приемами, характерными для различных жанров музыки, навыками работы с текстом, в том числе, иностранным, навыками работы с фонограммой, микрофоном, звуковой аппаратурой, навыками сольного и группового исполнения. Особенность программы «Voice» в том, что она разработана для детей учреждений дополнительного образования, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Нормативные сроки освоения образовательной программы эстрадного вокала: 3 года. Первый год обучения предусматривает формирование у обучающихся правильной постановки корпуса при пении, правильного ощущения гортани при пении (нижняя челюсть свободная), выполнение упражнений на развитие артикуляции, на формирование ощущения дыхательной мускулатуры; обучение пению упражнений в умеренных и быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком и исполнение упражнений на сглаживание певческих регистров. Воспитанники знакомятся с правилами безопасности при работе с микрофоном и основными правилами работы с ним. На втором году обучения репертуар в соответствии с возможностями каждого обучающегося усложняется, а также предусмотрены групповые занятия для создания вокального ансамбля. Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива. Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Третий год обучения обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и ансамблевых навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Для детей 1 года обучения занятия проводятся индивидуально по 1 часу 2 раза в неделю и составляют 72 часа в год на каждого ребенка. Для детей 2 года обучения предусмотрены индивидуальные занятия и групповые. Индивидуально по 1 часу 2 раза в неделю и составляют 72 часа в год на каждого ребенка, групповые - по 2 часа в неделю и составляют 72 часа в год. Для детей 3 года обучения занятия проводятся индивидуально по 1 часу 2 раза в неделю и составляют 72 часа в год на каждого ребенка, групповые - по 2 часа в неделю и составляют 72 часа в год. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ему психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Принципы педагогического процесса: -принцип единства художественного и технического развития пения; - принцип гармонического воспитания личности; - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; - принцип успешности; - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; - принцип творческого развития; - принцип доступности; - принцип индивидуального подхода; - принцип практической направленности. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарѐнности, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств. Программа предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. На занятиях используются следующие методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием; – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы ЦДТ и с учетом возрастных особенностей учащихся. Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчѐт проводится два раза в течение учебного года. Ожидаемые результаты обучения. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 1 учебного года. знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; • соблюдать певческую установку; • типы дыхания; • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; уметь: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • петь легким звуком, без напряжения; • петь чисто; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; • принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 учебного года. знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;• соблюдать певческую установку; • жанры вокальной музыки; • типы дыхания; • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; уметь: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие и длинные фразы на одном дыхании; • уметь петь переходя со стаккато на легато в песне; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; • петь чисто и слаженно в унисон; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; • принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 года обучения. знать/понимать: • резонансы; • мелизмы; • дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания; • гигиену голоса в мутационный период; • разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и физической раскованности; • название стилей. уметь: • петь в разных стилях; • управлять голосовыми связками; • петь мелизмы, вибрато. • принимать активное участие в творческой жизни ЦДТ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (индивидуальные занятия) № Наименование разделов и тем Общее количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практи ка 1. Организационная работа 4 1 Вводное занятие. 1 1 - опрос 2 Введение в образовательную программу. 1 1 - опрос 3 Разработка правильного певческого дыхания. 2 1 1 Оценка качества исполнения 4 Распевание. Понятие гласных и согласных звуков. Работа над правильным формированием звуков. 4 1 3 Оценка качества исполнения 5 Выбор репертуара. 4 - 4 Оценка вокальных возможностей обучающихся 6 Репетиционная работа. 44 4 40 Контрольное прослушивание 7 Создание сценического образа. Навыки работы с микрофоном 8 2 6 Оценка качества исполнения 8 Культурно-досуговая и концертная деятельность 4 2 2 Итого часов: 72 12 60 4 прослушивание Содержание программы 1. Организационная работа - 4 ч. Набор детей. 2. Вводное занятие - 1 ч. Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике безопасности. 3. Введение в образовательную программу - 1 ч. Знакомство с образовательной программой. Искусство пения – искусство души и для души. 3. Разработка правильного певческого дыхания - 2 ч. - грудное, ключичное, диафрагмальное дыхание, разработка диафрагмального дыхания, регистры голоса, значение слова тесситура; - разработка дыхания на длительных фразах, работа над качественным звуком. 4. Распевание - 4 ч. - Важность работы над звуком, продолжительность распевки, порядок распевки; - Понятие гласных и согласных звуков. -Работа над правильным формированием звуков. -Пение правильным дыханием различных фраз. 5. Выбор репертуара - 4 ч. Ознакомление с песней, с характером песни, ритмической основой, определением музыкальных фраз кульминации песни. 6. Репетиционная работа - 44 ч. 7. Создание сценического образа - 8 ч. - Воссоздание сценического образа исполнителя песни; - Практическое осуществление сценического образа исполняемой песни. 8. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 4 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (индивидуальные занятия) № Наименование разделов и тем Общее количество часов всего теория практи ка Формы аттестации (контроля) 1 Организационная работа 1 - 1 2 Вводное занятие. 1 1 - опрос 3 Разработка правильного певческого дыхания. 4 2 2 Оценка качества исполнения 4 Распевание. 4 1 3 Оценка качества исполнения 5 Выбор репертуара. 4 - 4 Оценка вокальных возможностей обучающихся 6 Репетиционная работа. 44 4 40 Контрольное прослушивание 7 Создание сценического образа. 8 2 6 Оценка качества исполнения 8 Культурно-досуговая и концертная деятельность 6 2 4 72 12 60 Итого: Содержание программы 1. Организационная работа – 1 ч. 2. Вводное занятие - 1 ч. Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике безопасности. 3. Разработка правильного певческого дыхания - 4 ч. - грудное, ключичное, диафрагмальное дыхание, разработка диафрагмального дыхания, регистры голоса, значение слова тесситура; - разработка дыхания на длительных фразах, работа над качественным звуком. 4. Распевание - 4 ч. - Важность работы над звуком, продолжительность распевки, порядок распевки; -Пение правильным дыханием различных фраз. 5. Выбор репертуара - 4 ч. Ознакомление с песней, с характером песни, ритмической основой, определением музыкальных фраз кульминации песни. 6. Репетиционная работа - 44 ч. 7. Создание сценического образа - 8 ч. - Воссоздание сценического образа исполнителя песни; - Практическое осуществление сценического образа исполняемой песни. 8. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 6 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (групповые занятия) № Наименование разделов и тем Общее количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практи ка 1 Организационное занятие 2 - 2 2 Вводное занятие. 2 2 - опрос 3 Ансамбль, общее понятие. 2 2 - опрос 4 Разработка правильного певческого дыхания. 4 1 3 Оценка качества исполнения 5 Распевание. 4 1 3 Оценка качества исполнения 6 Выбор репертуара. 4 - 4 Оценка вокальных возможностей обучающихся 7 Репетиционная работа. 46 6 40 Контрольное прослушивание 8 Создание сценического образа. 8 2 6 Оценка качества исполнения 72 14 58 Итого: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения (индивидуальные занятия) № Наименование разделов и тем Общее количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практи ка 1 Организационная работа. 1 - 1 2 Вводное занятие. 1 1 - Опрос 3 Свободная работа артикуляционного аппарата. 4 1 3 Оценка качества исполнения 4 Работа над сознательным управлением процессом дыхания. 6 1 5 Оценка качества исполнения 5 Постановочно-репетиционная работа. 40 4 36 Контрольное прослушивание 6 Понятие музыкальной и литературной фразы, кантилены, работа над фразировкой. 4 1 3 Наблюдение 7 Динамика, оттенки, филировка звука. 4 1 3 Наблюдение 8 Создание сценического образа. 4 1 3 Оценка качества исполнения 9 Культурно-досуговая и концертная деятельность 8 2 6 Итого 72 12 60 Содержание программы 1. Организационная работа - 1 ч. 2. Вводное занятие - 1 ч. Знакомство с расписанием и правилами работы, инструктаж по технике безопасности. 3. Свободная работа артикуляционного аппарата - 4 ч. Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить певческий голос (бро брэ бри бро бру), (Бредут бобры в сыры боры, Бобры храбры, а для бобрей добры) т.д. Чтение скороговорок. Упражнения для ослабления нижней челюсти. (мо мэ ми мо) т.д. Податливое небо. Упражнения для упрочнения языка и рта. 4. Работа над сознательным управлением процессом дыхания - 6 ч. Разработка: грудное дыхание, грудно – брюшное дыхание, диафрагма. Принципы входа и выхода дыхания. Певческая опора. 5. Постановочно-репетиционная работа – 40 ч. 6. Понятие музыкальной и литературной фразы, кантилены, работа над фразировкой - 4 ч. Возможности голосового аппарата к напевному исполнению мелодии. Свободное, льющееся исполнение. Используемая техника в этом случае – легато. Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение) связывая их в единое целое, в законченную мысль. Для достижения выразительной фразировки используются средства музыкального выражения агогика, динамика, а также дыхание, тембр, цезуры, скороговорки. 7. Динамика, оттенки, филировка звука – 4 ч. Одним из видов вокальной техники, обязательной для всех голосов, является умение филировать звук. Под филировкой звука понимается умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому, не меняя при этом вокально-исполнительских качеств. Обычно начинают достаточно устойчиво филироваться средние, наиболее естественно звучащие звуки. Затем, по мере освоения динамики, к ним прибавляются более высокие. Высокие ноты, звучащие у большинства несколько напряженно, вначале бывают лишены и полноценного вибрато и свойства спокойно филироваться. Постепенно, по мере развития верной координации и силы мускулатуры гортани, верхние ноты получают свободу звучания и начинают филироваться. Не имея еще свободного, естественного звучания, не следует тратить времени на упражнения в филировке; только найдя его можно приступать к развитию этого вида техники владения голосом. 8. Создание сценического образа - 4 ч. - Воссоздание сценического образа исполнителя песни; - Практическое осуществление сценического образа исполняемой песни. 9. Культурно-досуговая и концертная деятельность - 8 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения (групповые занятия) № Наименование разделов и тем Общее количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практи ка 1 Организационное занятие 2 - 2 2 Вводное занятие. 2 2 - опрос 3 Ансамбль, общее понятие. 2 2 - опрос 4 Разработка правильного певческого дыхания. 4 1 3 Оценка качества исполнения 5 Распевание. 4 1 3 Оценка качества исполнения 6 Выбор репертуара. 4 - 4 Оценка вокальных возможностей обучающихся 7 Репетиционная работа. 46 6 40 Контрольное прослушивание 8 Создание сценического образа. 8 2 6 Оценка качества исполнения 72 14 58 Итого: Формы аттестации и оценочные материалы. Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса эстрадной вокальной студии проходит с целью управления его качеством, повышения эффективности создания условий для развития и реализации творческих способностей учащихся посредством развития вокальных навыков и исполнительского мастерства. Основными видами аттестации в ЦДТ являются: Предварительная (стартовая) аттестация. Она включает в себя оценку исходного начального уровня знаний воспитанников перед началом образовательного процесса по программе, выявление индивидуального уровня каждого воспитанника (проводится с обучающимися 1-го года обучения при поступлении в творческое объединение). Промежуточная аттестация. Включает в себя оценку качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в середине и конце учебного года. Итоговая аттестация. Включает в себя оценку уровня достижений обучающегося по завершении всего образовательного процесса. В основу оценивания результатов диагностики положена разноуровневая система оценки Высокий уровень: ребенок освоил теоретическую и практическую сторону обучения на высоком уровне, может без помощи педагога ответить на теоретические вопросы, выполнить вокальные упражнения, музыкальные способности ребенка и основы вокала развиваются заметно. Может самостоятельно разучить и проанализировать произведение. Средний уровень: Ученик освоил теоретическую и практическую сторону обучения на среднем уровне, может ответить на некоторые вопросы, и самостоятельно и с помощью педагога, музыкальные и вокальные способности развиваются средне. Может частично самостоятельно разучить произведения и проанализировать его. Низкий уровень обучения: воспитанник слабо усвоил теорию и практику. Может ответить на вопросы в основном с помощью педагога. Музыкальные и вокальные способности развиваются слабо, самостоятельная работа с произведениями почти не проводиться. Но оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянно сопровождает образовательный процесс. Оценка качества реализации программы по эстрадному вокалу включает также текущий контроль. Это прослушивание, наблюдение педагога в ходе занятий, оценка качества исполнения (чистота интонирования, фразировка, дыхание, выразительность), диагностика музыкального и вокального развития каждого воспитанника, анализ подготовки и участия воспитанников к мероприятиям, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Организационно-педагогические условия реализации программы. Материально-технические условия реализации программы: 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Фортепиано, синтезатор. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы: - репертуарные сборники; - аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические упражнения); - набор фонограмм; - учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и сольного пения - интернет-материалы; - видеозаписи выступлений, концертов. - литература: Л. Н. Кружевадская - Уроки эстрадного вокала Е.М. Громова - Уроки эстрадного вокала И.А.Цуканова- Уроки эстрадного вокала Э. А. Толмачева - Уроки эстрадного вокала Л.Б. Кулицкая - Уроки эстрадного вокала О.А. Канареева - Уроки эстрадного вокала П. А. Чесноков - «Хор и управление им» В. И. Балашов - «Поэтическое слово и вокальная интонация».