Программа Салам

Пояснительная записка
Образовательная программа «Салам» является дополнительной
общеразвивающей, имеет художественно-эстетическую направленность.
По уровню содержания является базовой, по широте охвата и
взаимодействию содержания деятельности – профильной с элементами
интеграции.
Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее
время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в
области хореографии, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников.
Хореография - это прекрасная возможность раскрыть внутренний
богатый потенциал любого ребѐнка и чем раньше он приобщается к миру
танца, тем больше возможностей развить его художественные способности.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластиковое развитие.
Хореография – искусство, любимое детьми. Приобщение детей к
искусству танца является дополнительным резервом двигательной активности
детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения
работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а
следовательно одним из условий их успешной подготовки к учебной и
трудовой деятельности. Занятия танцем выполняют и другие важные функции:
они развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их
в дружный коллектив, способствуют росту их общей культуры.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
Положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей. Программа структурирована в соответствии с «Требованиями к
образовательным программам дополнительного образования детей»,
разработанными МО и ПО РФ.
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевальномузыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков
хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение
своего образовательного результата, на создание индивидуального
творческого продукта.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы
мы видим в формировании у обучающегося чувства ответственности в
исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий
танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего
творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в
коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера,
с другой стороны.
Новизна программы заключается в том, что в нее включены элементы
классического танца. Важнейшим преимуществом программы является
постановка воспитанников в активную позицию, а также исторический
подход - воспитание детей на этнорегиональной культуре. Отличительные
особенности программы состоят в том, что в нее включено углубленное
изучение фольклорного танца.
Новизна программы также заключается в том, что учащиеся стали осваивать
не только дагестанские танцы, но и танцы народов мира.
Оригинальность программы в том, что:
 программа дает возможность реализовать себя, дает возможность
фантазировать, используя традиции и обычаи народов Дагестана,
народные промыслы, их быт;
 программа способствует развитию у детей артистических,
творческих способностей;
 дает возможность испробовать себя в новом амплуа – в качестве
постановщика;
 программа оригинальна в
том, что в программу введен
классический станок, так как классический танец является
основой хореографии.
Программа соответствует следующим требованиям:
1. Целостность – обеспеченность полноты состава действий, необходимых
для достижения целей.
2. Прогностичность – изменение требований и условий реализации.
3. Рациональность – определение таких целей и способов достижения,
которые позволят получить максимальный результат.
4. Контролируемость – наличие способов проверок полученных
результатов в виде тестирования, контрольных и открытых уроков,
срезов ЗУН, мастер-классов.

Цель программы:
Развитие
танцевально-исполнительских и художественно-эстетических
способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний,
умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народносценических танцев, композиций, а также выявление одаренных детей в
области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения реализующие образовательные
программы среднего и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами
дагестанского танца и танцев народов Северного Кавказа.
- Обучение воспитанников различным танцевальным приемам.
- Обогащение словарного запаса специальными терминами.
- Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
- Практическое участие в городских, региональных и международных
конкурсах, смотрах, фестивалях.
- Содействие в развитии и сохранении народных традиций и обычаев.
- Выявление и развитие одаренных детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству дагестанского танца.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Формирование коммуникативных способностей детей.
- Воспитание аккуратности, бережного отношения к использованию
костюмов.
- Воспитание культуры общения в коллективе.
- Создание условий для развития у детей чувства патриотизма.

Занятия по хореографии не могут существовать без музыки – это аксиома
успеха танцевального искусства. Хореографическое искусство многогранно,
оно складывается из некоторого количества составляющих - движений,
пластики, музыки, внутреннего состояния души и много того, что делает его
целостным. Одной из самых важных частей танцевального искусства является
музыка. Именно ей отведена ключевая роль в жизни танца. Музыка создает
настроение и атмосферу, задает ритм и контролирует такт, диктует движения.
Музыкальное развитие помогает ребенку более полно отдаваться движениям,
жить на сцене согласно драматургии танца, способствует формированию
творческой личности и раскрытию хореографического таланта. Музыкальное
сопровождение учит детей двигаться под музыку на начальном этапе
обучения, помогает им обрести хореографические навыки. Без этого ни один
ребенок не сможет участвовать в постановочной деятельности. Поэтому роль
концертмейстеров (барабанщика и гармониста) неоценима, как на обычном
занятии по хореографии, так и на постановочном.
Необходимо, чтобы для постановки танца использовалась живая музыка
(барабан и гармонь), дети чутко откликаются на ее звучание. Живая музыка
учит детей не только слышать, но и чувствовать ее. Концертмейстер помогает
хореографу в работе с детьми, развивая музыкальные задатки и способности,
которые являются неотъемлемой частью танца. Музыка и движение должны
быть неразрывны, ведь музыка – это сердце и душа танца. Даже самое дорогое
техническое устройство не заменит человеческого общения, той искры,
которая возникает при сотрудничестве детей и концертмейстера. Музыка
оживляет, дополняет хореографию. Без нее танец будет сухим, голым и
неживым. Музыкальное сопровождение поможет вдохнуть в него жизнь,
сделать его прекрасным, востребованным и понятным. Без мелодичного союза
танец будет скучным, неинтересным, напоминая собой занятия по
неизвестному виду спорта. Лишь с музыкой он станет настоящим искусством.
Программа рассчитана на 4 года обучения: состоит из основного блока,
который предназначен для работы с детьми 1- 2 годов обучения и
специального курса для 3-4 годов обучения (ансамбль и его
подготовительная группа). Они взаимосвязаны между собой и каждый
последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы – 6-18 лет. При формировании групп не используется конкурсный
отбор, принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, но в ансамбль переходят только воспитанники
талантливые и способные.

Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей
и регистрации в Навигаторе. Принимаются все желающие дети, не имеющие
медицинских противопоказаний, а также принимаются дети с ОВЗ. Группы
могут быть укомплектованы как одного возраста, так и разновозрастные.
Допускается возможность перевода обучающегося из одной группы в другую
в процессе обучения и по мере усвоения программного материала. Ребенок
имеет право начать учебу по программе с любого года обучения, после
соответствующего тестирования, выявляющего базовые знания и умения по
программе и индивидуальной беседы.
Допускается усложнение или упрощение материала с индивидуальным
подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых
тем на другие этапы обучения.
Программный материал выстраивается по принципу постепенного
усложнения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
обучающихся, при этом используются различные педагогические технологии,
методы, формы и приемы организации занятий с обязательным
деятельностным подходом.
Продолжительность групповых занятий 45 минут, за исключением
одновозрастной группы (6-7 лет) 1 года обучения – 30 минут.
Основными задачами на 1 год обучение является:
1. Дать учащимся первоначальные знания в области хореографического
искусства.
2. Воспитать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
3. Развить чувство ритма, музыкальный слух.
4. Развить общую физическую подготовку.
На начальном этапе изучаются характерные для национальных танцев
позиции рук и ног на середине зала, ходы по кругу, осваивается простейшая
координация, а также удобные и понятные детям движения танцев. В процессе
работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному». Исполнение
должно быть естественным, а предлагаемый материал не только
способствовать техническим возможностям уч-ся, но и учитывать возрастную
психологию. В процессе работы применяется дифференцированный подход к
детям с учетом их физических данных и способности к восприятию
предлагаемого материала.
В зависимости от состава группы, педагог может увеличить и уменьшить
объем и степень технической сложности материала.
Первый год обучения предусматривает занятия по 2 часа 2 раза в неделю,
144 часа в год.
Ожидаемый результат:
- должны знать национальности Дагестана, название движений, иметь понятия
о такте и ритме.

- должны уметь показать весь пройденный материал по разделам данного года
обучения.
Подведение итогов первого года обучения проходит в форме контрольных
уроков (4р. в год) и открытого занятия в конце учебного года.
На втором году обучения идет совершенствование полученных ЗУН.
Воспитанники уже владеют определенным запасом танцевальной техники,
первоначальной координацией движений.
Педагог должен поддерживать интерес детей к хореографии и в частности к
народным танцам. Идет знакомство детей с видами хореографии и
фольклором основных народностей Дагестана. Учащиеся осваивают не только
основные элементы той или иной народности, но и изучают их быт, культуру,
костюм.
Программа дает возможность выбрать наиболее легкоусвояемый
танцевальный текст и его варьирование. При подборе музыкального
сопровождения к каждому элементу, необходимо учитывать возрастные
особенности восприятия музыки учащимися, что значительно облегчит
освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности
и выразительности.
Для второго года обучения увеличено количество часов до 6 ч. в неделю
(216 часов в год), поскольку дети уже более подготовлены физически, а
главное могут дольше концентрировать внимание на занятии.
Ожидаемый результат:
- должны знать виды хореографии, место проживания той или иной
народности, род их занятий, элементы костюмов, названия танцевальных
элементов;
- должны уметь различить на слух музыку, исполнить весь практический
материал. Подведение итогов второго года обучения проходит в форме
контрольных срезов ЗУН и открытых занятий.
Третий год обучения предполагает специальные занятия для детей,
проявивших определенные способности к танцу, на данном этапе вводятся
часы по изучению основ классического танца и актерского мастерства,
расширяется кругозор в области хореографии. Третий год обучения
предусматривает изучение этюдов, композиций, финалов, а также постановку
отработанных танцев.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по часа, 216 часов в год.
Ожидаемый результат:
- должны знать пройденный материал за 3 года обучения, терминологию
элементов классического танца, основы актерского мастерства (мимика,
хейрономия);
- должны уметь исполнить любой материал по программе.

Подведение итогов третьего года обучения проходит в форме срезов ЗУН,
тестирования, результатов конкурсных и концертных выступлений.
Четвертый год обучения предусматривает специализированные занятия по
совершенствованию исполнительского мастерства и изучению нового
материала. Ансамбль занимается 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год.
Ожидаемые результаты от реализации программы «Салам»:
в области хореографического исполнительства:
- приобретение необходимых навыков для исполнения сольных и массовых
хореографических произведений;
- овладение навыками самостоятельного разучивания хореографических
произведений; формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и
т.д.);
- достижение уровня хореографической грамотности, овладение навыками
осознанного восприятия хореографической лексики;
- освоение знаний музыкального хореографического материала, основных
направлений и стилей хореографического искусства, формирование умений
использовать полученные знания в практической деятельности;
- овладение навыками исполнения и импровизации в различных жанрах
хореографии.
в области теоретических знаний:
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства дагестанского
танца;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства
танцев Северного Кавказа, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- знания национальных костюмов народов Дагестана и Северного Кавказа.

Учебно-тематический план
I год обучения
№
п/п

Кол-во часов
Содержание

всего

теория практика

Формы
аттестации
(контроля)

Организационная работа

6

-

6

2

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

3

Знакомство с хореографией

2

2

-

Опрос

1

4

Поклон

2

1

1

Наблюдение

5

Тренаж

30

4

26

6

Ходы

40

4

36

12

2

10

32

4

28

Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Контрольный
просмотр

7

Движения на середине

8

Блоки

9

Контрольные уроки

8

-

8

Культурно-досуговая деятельность

10

4

6

144

23

121

10

ИТОГО:

Содержание программы
I год обучения
1. Организационная работа – 6 ч.
2. Вводное занятие – 2 ч.
3. Знакомство с хореографией – 2 ч.
4. Поклон - 2 ч.
5. Тренаж – 30 ч.
(поз рук, поворот, боковой ход, ход назад и вперед с позициями рук).
6. Ходы - 40 ч.
- марш
- двойной шаг
- ход с позициями рук.
- одинарный
- гергебельский
- даргинский
- кубачи
- лакский
- лезгинский
7. Движения на середине -12 ч.
- ковырялки
- боковая
- прямая
- тройная
- ковырялка с выбросом
- каблучный выброс
8. Блоки - 32ч.
- лакский -12
- гасма (на носок)
- закладка, присядка с хлопками
-даргинский -8
- гасма (на каблук)
- аварский 12
- характерные повороты
- боковые передвижения
9. Контрольные уроки – 8 ч.
10. Культурно-досуговая деятельность – 10 ч.

Учебно-тематический план
II год обучения
№
п/п

Содержание

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации
Практика (контроля)
2

1

Организационная работа

2

-

2

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

3

Виды хореографии

2

2

-

Опрос

4

Изучение кумыкского фольклора

42

8

34

5

Изучение лакского фольклора

30

6

24

6

Изучение лезгинского фольклора

30

6

24

7

Изучение даргинского фольклора

30

6

24

8

Изучение ногайского фольклора

18

4

14

9

Изучение аварского фольклора

42

8

34

10

Контрольные уроки

6

2

4

11

Культурно-досуговая
деятельность

12

4

8

Итого:

216

48

168

Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр

Содержание программы
2 год обучения
1. Организационная работа -2 ч.
2. Вводное занятие - 2ч.
3. Виды хореографии - 2ч.
4. Изучение кумыкского фольклора - 42 ч.
- Знакомство с кумыкской народностью
- Кто такие кумыки, их проживание и культура?
- Прослушивание музыки.
- Показ костюма
- Основные элементы кумыкского фольклора:
приветствие (поклон)
ход марша
ход на полупальцах
позиция рук к кумыкскому танцу, на основе кумыкского фольклора.
свадебный ход на основе кумыкского фольклора.
5. Изучение лакского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с лакской народностью.
- Кто такие лакцы, где они проживают, их жизнедеятельность?
- Лакские мотивы.
- Знакомство с лакским одеянием.
- Основные элементы лакского фольклора:
лакский бегунок
гасма на носках
подскоки по 6 позиций
гасма с подскоками
повороты
ковырялка прямая и в повороте
боковая гасма с подсечкой девочкам
присядка мальчикам
6.Изучение лезгинского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с лезгинской народностью.
- Кто такие лезгины, где они проживают, чем занимаются?
- Прослушивание лезгинских мелодий и ритмов.
- Показ костюма.
- Основные элементы лезгинского фольклора:
гасма с сокращенным подъемом в воздух
гасма в повороте с прыжком
прыжки с поджатыми ногами
повороты с прыжками
гасма с выбросом ноги и т.д.
лезгинский ход
7. Изучение даргинского фольклора - 30 ч.
- Знакомство с даргинской народностью
- Кто такие даргинцы, где они проживают, их работодеятельность?

- Даргинские мелодии и ритмы.
- Показ костюма.
- Основные элементы даргинского фольклора:
гасма на пятку
падебаск
падебаск в повороте
падебаск с притопом
до-за-до
повороты на месте
акушинский ход по кругу
8. Изучение ногайского фольклора- 18 ч.
- Знакомство с ногайской народностью.
- Проживание, культура.
- Прослушивание музыки.
- Показ костюма.
- Основные элементы ногайского фольклора:
основной ход по кругу
повороты
9. Изучение аварского фольклора- 42 ч.
- Знакомство с аварской народностью
- Кто такие аварцы, их проживание и работодеятельность?
- Прослушивание музыки
- Показ костюмов (их названия)
- Основные элементы аварского фольклора:
двойной шаг (движение по кругу)
задний ход (движение по кругу)
боковые передвижения
веревочка (1,2)
разновидности ковырялок
10. Контрольные уроки – 6 ч.
11. Культурно –досуговая деятельность – 12 ч.

Учебно-тематический план
III год обучения
№
п/п

Кол-во часов
Содержание
Организационная работа

всего теория практика

Формы
аттестации
(контроля)

3

-

3

2 Вводное занятие

3

3

-

Опрос

3 Основы хореографии, актерское мастерство

9

3

6

4 Основы классического танца

27

6

21

5 Этюды, композиции, парные танцы, финалы,
экспозиции

42

6

36

Анализ
качества
исполнения
Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр

6 Постановочная работа

51

9

42

7 Репетиционная работа

69

6

63

8 Культурно-досуговая деятельность

12

3

9

216

36

180

1

Итого:

Контрольный
просмотр
Анализ
качества
исполнения

Содержание программы
3 год обучения
1. Организационная работа – 3 ч.
2. Вводное занятие – 3 ч.
3. Основы хореографии и актерское мастерство – 9 ч.
«Программа развития мышц лица»
4.Основы классического танца – 27 ч.
Экзерсис у станка.
-плие
-батман тандю
-жете
-пордебра
- гранд батман
Экзерсис на середине.
Прыжки: сотэ, шиапэ, турчики, верчение.
5. Этюды, композиции, финалы – 42 ч.
Финалы: «Гоор», «Киссу», «Дарго», «Родина».
Композиции характерные.
Этюды: кумыкский, андийский.
6. Постановочная работа – 51 ч.
7. Репетиционная работа – 69 ч.
8. Культурно-досуговая деятельность – 12 ч.

Учебно-тематический план
IV год обучения
№
п/п

Количество часов
Содержание
всего

Теория

Практика

Формы
аттестации
(контроля)

1

Организационная работа

3

-

3

2

Вводное занятие

3

3

-

Опрос

3 Повторение пройденного материала

60

6

54

4 Постановочная работа

60

12

48

5 Репетиционная работа

75

6

69

Анализ
качества
исполнения
Контрольный
просмотр
Анализ
качества
исполнения

6 Культурно-досуговая деятельность

15

3

12

216

30

186

Итого:

Программа анс. «Салам»
1. Приветственная лезгинка
2. Даргинский народный танец «Дарго»
3. Андийские бурки
4. Лакский народный танец «Киссу»
5. Кумыкский народный танец «Сюйдум та|як»
6. Осетинский танец
7. Кавказское попурри
8. Аварское попурри
9. Парная лезгинка
10. Хореографическая композиция «Родина»
11. «Танец цветов» (лезгинский)
12. Аварский девичий танец «Озорные девчата»
13. Андийский шуточный танец
14. Аварский народный танец «Гоор»
15. «Моя горянка»
16. Гергебельский народный танец «Хайда яс»
17. Кадриль
18. Рутульский танец «Ковха»
19. Хореографическая композиция «Букет Дагестана»
20. Хореографическая сюита «Мой Кавказ»
21. Дидойский народный танец
22. Горский
23. Украинский народный танец
24. Классический танец «Нежность»
25. Грузинский танец «Ачарули»
26. Армянский народный танец «Кочари»
27. Современный танец «Мерри Поппинс»

Формы аттестации и оценочные материалы.
Контроль результативности образовательной деятельности ребѐнка
осуществляется посредством системы мониторинга, ориентированной на
задачи программы – обучение, развитие и воспитание.
Ожидаемыми результатами данной программы можно считать:
– соответствие теоретических знаний и практических умений содержанию
программы;
- качество исполнения танцевальных движений;
- развитость чувства ритма и координации движений;
- уровень владения своим телом в пространстве, соотнесения движений с
музыкой;
- проявление уверенности, отсутствие боязни при выполнении практических
заданий;
- развитие физических качеств (гибкости, ловкости и координации, быстроты,
выносливости, силы);
- умение пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным
сопровождением;
- овладение базовыми упражнениями и комбинациями классического танца;
- знание различных стилей и направлений современного танцевального
искусства
- приобретение способностей к импровизации, развитие артистизма;
- умение работать в коллективе;
Основными методами мониторинга являются – наблюдение, устный опрос,
анализ качества выполнения практических и творческих заданий, оценка
эмоционального самочувствия ребѐнка на занятии и др.
В Центре выработана единая система оценки результатов обучающихся
( низкий уровень - удовлетворительно; средний уровень - хорошо; высокий
уровень - отлично).
Результаты стартового и текущего контроля
воспитанников фиксируются в Протоколе.
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для I года обучения
– 3 раза в год (сентябрь, декабрь, апрель-май).
Периодичность отслеживания показателей мониторинга для 2 и 3 годов
обучения – 2 раза в год (декабрь, апрель-май).
Для аттестации обучающихся создается фонд оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
ЗУН. Формы подведения итогов: тестирование, анкетирование, проведение
открытых занятий, проведение контрольных уроков, участие в концертах,
конкурсах, фестивалях.

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально- техническое оснащение
Важным условием выполнения программы является достаточный уровень
материально- технического оснащения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- обеспечение занятий музыкальным сопровождением (гармонь, барабан)
- музыкальная аппаратура;
- фонотека, диски DVD, флешки;
-форма и обувь для занятий.
- костюмы для выступлений.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- аудио и видео материалы
- сценарии открытых занятий;
- интернет-материалы;
- видеозаписи выступлений, концертов.
- литература:
- «Учите детей танцевать» Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.
- Бюллетень № 4 2009 года В.А. Кирмасов.
- Энциклопедия танцев «Музыка и движения» - Т.П. Ломова.
- «От А до Я» - Л. Проценков;
- «Искусство балетмейстера» - И.В. Смирнова;
- «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.
- «Основы классического танца» - Аванесова С.И.
- «Мир танца» - Аванесова С.И
- «Искусство балетмейстера» - И.В. Смирнова.
- «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» Л. Бондаренко.
- «Методика преподавания народного танца» - Г.П. Гусеев.
- «Народный танец» - Т. Ткаченко.
- «Уроки характерного танца» - Н.М. Ступолкина.
- «Народная хореография» - В. Уральская.
- «Народно-сценический танец» - Т.С. Ткаченко.
- Фольклорный танец и его сценическая обработка – Заикин Н.
- Классический танец – Звездочкин В.С.
с. Видеосборник , учебный цикл «Линия танца»
- Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)63-03-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».